0
1468
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.03.2006 00:00:00

Чужое время

Тэги: кормильцев, никто из ниоткуда, бутусов


Илья Кормильцев. Никто из ниоткуда. – М.: Открытый мир, 2006, 304 с.

В чем различия между двумя музыкальными коллективами – «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер»? Тот же вкрадчивый голос, то же мужское обаяние Вячеслава Бутусова┘ Другие музыканты? Другой стиль? Да, нет... За годы своего существования «Нау» неоднократно менял свой стиль – от жесткого постпанка к романтике, от акустики к электронике. А вместе со стилем менялся и состав группы. И все-таки это две разные группы, хоть у них и один вокалист.

Нынешний концерт Вячеслава Бутусова производит странное впечатление – как будто на разогреве у матерой культовой группы «Наутилус Помпилиус» выступает молодой коллектив «Ю-Питер». У них даже слушатели разные. Поклонник первой группы уже не молод, он привык к тому, что его любимый коллектив говорит с ним на серьезные темы: о времени, о жизни, о человеческой сущности┘ Как минимум дважды группе «Наутилус Помпилиус» удалось предельно точно выразить и художественно осмыслить в своем творчестве время. Первый раз – в альбоме «Разлука». Во всей российской культуре нет произведения, точнее отразившего состояние российского общества в канун перестройки. На этой пластинке звучат и страх, и злоба, и беспокойство, и усталость, и надежда. Вторым таким же слепком своего времени стал альбом «Титаник». Он не просто описал – он объяснил мир, в котором всего одна правда, потому что «это сказал фараон», а воздух выдержит «только тех, кто верит в себя», даже если у них «руки в крови», мир, в котором ангел проигрывает негодяю свои белоснежные крылья и выращивает новые┘ Над этими песнями можно размышлять и сейчас, ведь плоды, выросшие в этом мире, мы пожинаем до сих пор. Группа «Ю-Питер» играет жизнеутверждающую, как сейчас принято говорить, качественную музыку для молодых и беззаботных людей. Эти песни приятно слушать, когда машина стоит в пробке, их можно номинировать на любую национальную музыкальную премию наравне с патриотом Газмановым и интернационалистом Меладзе┘

Собственно, ответ уже прозвучал: главное отличие в том, о чем поют эти две группы, разница – в текстах. 90% текстов группы «Наутилус Помпилиус» написал поэт Илья Кормильцев. Он же писал тексты для других свердловских музыкантов – Насти Полевой, группы «Урфин Джус». Уже после распада «Нау» был мало кем замеченный, но очень показательный проект «чужие» (именно так – с маленькой буквы). Избранные тексты песен, написанных для всех этих коллективов, составили первую треть авторского сборника Ильи Кормильцева, и если его тексты для «Нау» все-таки печатались, то для других музыкантов публикуются впервые; во второй трети собраны его рассказы, они хоть и написаны в основном в 90-е годы, но тоже выходят впервые; третья – сценарий непоставленного фильма «Никто из ниоткуда», написанный в соавторстве с Леонидом Порохней и явно рассчитанный на Вячеслава Бутусова.

Если последний текст дал свое заглавие всему сборнику, то ключ к его пониманию скрывается в названии вышеупомянутого проекта «чужие». Это книга о тонко чувствующих людях, любящих этот мир, но болезненно ощущающих себя в нем чужими. Особенно сильно это заметно в рассказах Кормильцева – наверное, самом интересном и неожиданном разделе книги. Большинство из них повествует о жизни провинциального мальчика, о его столкновениях с городской шпаной, с агрессивными деревенскими парнями, ненавидящими дачников, с хамоватой пионервожатой. «Он даже спичек с собой со двора не носит. Почему же тогда виноват он, если они сами и виноваты? Он догадывается, впрочем, он это знал всегда. Он – чужой, чужак, чуждый». Так думает герой рассказа «Торфяные поля», удирая от деревенского парня, обвиняющего его в поджоге торфа.

Необычная встреча ждет дачных детей в рассказе «Голый человек в лесу». Они встречаются с сумасшедшим, бегающим по лесу без одежды. Спустя годы один из участников этой встречи находит диагноз этого человека – «стойкое помрачение сознания, вследствие которого на передний план в поведении больного выступает доразумное состояние психики». Как это ни парадоксально, но повзрослевший герой завидует этому несчастному: «Он обладал такой свободой, какую не может дать даже смерть, ведь он как бы был мертвым, знающим, что умер (подобно тому, как спящий знает, что спит). А это именно то, к чему мы подсознательно стремимся в своих обидах, представляя опустевший без себя мир, зареванные лица родных┘» Вот как он формулирует эту мечту: «Не быть, сознавая, что тебя нет».

Книга открывает читателям нового, неизвестного Илью Кормильцева – прозаика. Его проза тонка и философична, в каждом рассказе есть определенная концепция, идея. Это проза умного человека, который внимательно смотрит по сторонам и находит в окружающей его жизни сюжеты, выступающие иллюстрациями к его умозаключениям. Так история художника, неожиданно для самого себя продавшего душу дьяволу в рассказе «Кукумария в собственном соку», наглядно иллюстрирует авторскую ненависть к миру буржуазного стяжательства.

Ощущения героев рассказов Кормильцева перекликаются с его же строками из текста песни: «Я боюсь младенцев и мертвецов / Я ощупываю пальцами свое лицо / И внутри у меня холодеет от жути / Неужели я такой же, как все эти люди?»

Эти же строки, замыкая тему, появляются и в сценарии. Если бы фильм по этому произведению был поставлен тогда, когда планировался, он, без сомнения, стал бы событием мира кино. Философия в нем уживается с авантюрным сюжетом, а наивная вера в то, что музыка способна изменить мир, – с довольно мрачными мыслями по поводу будущего этого мира вообще. Увы, непоставленные сценарии в отличие от прозаических произведений безнадежно устаревают. Сейчас его уже не поставить, теперь это – «пьеса для чтения». Она тоже о столкновении личности и общества, о невозможности творца полностью реализоваться и остаться при этом в выигрыше. Герой произведения гибнет, но остается записанная им музыка. «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки», – звучит над островом в океане┘

Илья Кормильцев – человек, умеющий чувствовать время. И эта книга – его прощание с ХХ веком, точнее с его последней третью, с иллюзиями тех времен и их очарованием, со временами, когда поэт просто не мог не чувствовать себя чужим. Сам же он уже давно вовсю двигается в будущее – по-экстремистски решительное и замешенное на провокации. Может быть, там поэт сможет быть своим?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1371
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
686
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3635
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2828

Другие новости