0
1388
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.06.2010 00:00:00

Девочка-вишенка и нож в голову

Тэги: реальность, опора, кровь, машина, люди


Машина памяти: Повести. – М.: Независимая литературная премия «Дебют», гуманитарный фонд Андрея Скоча «Поколение», 2010. – 320 с.

Мир молодого человека не столь благообразен, как хотелось бы думать. В нем смерть ровесника является обыденностью, дружба появляется, как «храм на костях», «страшная, чудовищная», а искусство «делается» посредством совмещения «интересного с неприятным». «Машина памяти» – это сборник произведений лауреата литературной премии «Дебют» Сергея Красильникова и финалистов премии Алексея Олина и Екатерины Репиной в номинации «Крупная проза».

Герои повестей ищут точку опоры, цепляются друг за друга, как за спасительную соломинку. Однако тема одиночества сквозит во всех диалогах, и достигнутое понимание – лишь иллюзия.

В «Сучьей крови» Красильникова выдвинута целая гипотеза по поводу несостоятельности героев, их неприспособленности к жизни. «Сучья кровь. Рабская кровь». В этом кроется причина бегства от реальности, употребления наркотиков, алкоголя и каждодневного просиживания за компьютерными играми. Молодежь не знает, что делать с жизнью, и растрачивает ее впустую. И тут дело не в том, что герои Красильникова убоги по своей натуре. Нет, наоборот, у каждого – внутренний мир, идеалы, мечты, представления о прекрасном. Они понимают, «как надо», умеют любоваться звездным небом, опавшей листвой, а кто-то даже ставит конкретные цели (купить новую машину, например). Проблема героев заключается в необоснованном оправдании равнодушия к собственному бытию, тривиальной лени по отношению к себе. Все эти молодые люди похожи на одну героиню Чехова, несостоявшуюся актрису, которая на вопрос, отчего она не осталась в профессии, незатейливо и просто отвечает, что бесталанна. Правда, легкость подобной жизни обманчива, и внутренний конфликт каждый разрешает по-своему. Один втыкает нож в голову, другой выпивает смертельную дозу глазных капель, третья приходит к вере в Бога, четвертый взрослеет, а пятый смотрит на друзей и начинает жить «как человек». Герои стремятся выбраться из болота, пытаются поймать синюю птицу за хвост. И решение проблемы просто. Для этого надо хорошо осмотреться вокруг, зафиксировать в голове испытанное состояние счастья, заняться делом, а потом, может, билетик окажется счастливым, и на остановке сядет она, «девочка-вишенка».

«Машина памяти» Алексея Олина по стилю повествования напоминает прозу Ильи Стогова, ироничную и не стесняющуюся в выражениях. Впрочем, автор не оспаривает очевидное влияние питерца на свою манеру письма: «Как написал бы питерский писатель-журналист┘» Главному герою повести свойственен несколько отстраненный взгляд на действительность, что позволяет ему адекватно оценивать происходящие события, хотя порой это довольно сложно. Он учится на врача, работает труповозом и внештатником в редакции. Три профессии, три разные реальности – от такого люди сходят с ума. Но доводит молодого врача до нервного срыва, конечно, несчастная любовь. Девушка-мечта, художница, у которой в шкафу спрятан свой скелет, приносит в жертву себя и будущего ребенка. «Наш ребенок должен родиться там!» Постоянные галлюцинации убивают девушку, выжигают ее душу и она, беременная, любимая, топится в реке. Машина памяти – это варианты развития дальнейших событий, фантазии на тему того, что могло бы случиться позже или раньше. Повесть пестрит сравнениями, образами (шмотки превращаются в змеиный клубок, ум ассоциируется с вертлявым угрем, глаза-бусинки трансформируются в миниатюрные черные дыры, а зеркало-лужа покрывается паутиной трещин). Наряду с удачными языковыми оборотами в тексте есть несколько надуманных, но их при желании можно и не заметить.

За произведение «Те самые люди, февраль и кофеин», которое завершает сборник, редакция журнала «ELLE» вручила Екатерине Репиной свою собственную премию в номинации «Вольный стиль». В повести нет красивостей и сложностей, это не произведение, а песня. Здесь нельзя выделить главных героев, их слишком много: они внезапно появляются и исчезают, озаренные светом повествования на угодный автору миг. Только песня звучит на протяжении всей повести, связывает абсолютно разных по духу, понятиям персонажей. Возможно, она и является главным героем Репиной. «Ну, кто-то умер. Или родился. Написал картину. Придумал слова песни и музыку. (┘) Каждый нашел себе дело. Иначе как было жить?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1793
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
862
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4350
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3382

Другие новости