0
1523
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.12.2012 00:00:00

Четыре экспозиции и два финала

Тэги: гриценко, проза


гриценко, проза

Александр Гриценко. Сон о Ховринской больнице.
– М.: Издательство Виктора Ерофеева, 2012. – 96 с.

В книгу, кроме заглавной повести, вошло еще четыре рассказа. Но они – только попытки подхода к прозе молодого, но уже премированного драматурга. Гриценко – лауреат премии «Дебют» в номинации «Драматургия», дипломант литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова». Сюжет есть только в одном рассказе, «Безнадега», но само произведение простовато и прямолинейно. Это скорее опыт в овладении настроением текста. И как опыт он весьма удачен – ощущение этой самой заглавной безнадеги, возникающее в самых первых строках, усиливается к финалу и переваливает за трагический барьер. Три других рассказа – остроумные зарисовки, сюрреалистические этюды. Они наполнены не только сгущенным настроением, но и бурной фантазией. Эти рисунки остроумны и парадоксальны. За покровом реальности автор домысливает невероятные мистические картины. Но он не высасывает их из пальца, а «выковыривает» из кишащего архетипами, словно тараканами, больного подсознания жителей мегаполиса. Плюшевый мишка с оторванной лапой водит детей по тоннелям метрополитена… Дети, избранные в будущем стать руководителями, в каморке переписывают бессмысленные тексты и до ужаса боятся мальчика с разбитыми коленками с полотна, висящего на стене… Метафизические черви поражают мозги людей и заставляют путать черное и белое…

Истории впечатляют, но это – только почеркушки художника-сюрреалиста, быстрые зарисовки. Серьезная картина – повесть «Сон о Ховринской больнице». Это коллажное произведение, в котором автор сулит читателю увлекательные приключения, но обманывает, что вполне соответствует эстетике постмодерна, – ему важнее оказываются психология людей и мистика бытия. Получается эффект, словно в пьесе есть пространное описание действующих лиц и их взаимоотношений, но нет самого драматического сюжета.

Что любопытно, впервые повесть была опубликована в сборнике фантастики. Составитель этой антологии Глеб Гусаков даже нашел в ней признаки научной фантастики. И это там есть. А еще там переплетаются традиции устных народных детских страшилок, литературы хорорра, городского фольклора, философской притчи и современной прозы. Прав Андрей Щербак-Жуков, замечающий в послесловии, что «эта повесть удивляет плотностью текста». И дальше: «Иному автору собранных в ней идей, персонажей и сюжетных поворотов хватило бы на большой роман. А может быть, даже на два. Здесь каждая строчка – словно напряженный мускул, на котором нет ни капли дряблого жира». Конечно, критик и прозаик имеют в виду своих коллег по цеху, писателей-фантастов, склонных к многословию и «килобайтничеству», любящих самый незначительный сюжет расписать на множество страниц. Ну, а у Гриценко эта склонность к краткости – следствие его драматургического прошлого.


В Москве много мест, которые смогут описать только постмодернисты.
Фото Александра Курбатова

Четверо молодых людей от скуки решают совершить поход в недостроенное здание больницы, в котором, по слухам, происходят ужасные чудеса. Но автору важно не то, что с ними происходит в реальности, а та мистика, что происходит с ними внутри. Одну девушку терроризирует инфернальный «белый туман». Вторая – дочь словацкого тролля. Один молодой человек попал в ловушку обстоятельств и условностей. Второй – вообще живет со «злыднем в кишках», заставляющим его говорить и делать всем окружающим запредельные, нечеловеческие гадости…

Упоминание двух романов тоже не случайно. Надо признать, что в повести отсутствует развитие сюжета, зато есть четыре экспозиции, завязка, кульминация и целых два финала. Словно в компьютерной игре, где можно вернуться к «сохраненному» состоянию и отыграть сюжет по-новому. Опять же, скорее постмодернистский ход, чем свойственный традиционной фантастике. «Один [финал] немного мелодраматичный – словно у Коэльо, – замечено в послесловии. – Второй, слегка циничный, как у Пелевина. Вместе же они производят странный, оригинальный и неповторимый эффект. Возможный только у Александра Гриценко». К этому и добавить нечего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
886
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
473
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2831
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2233

Другие новости