0
6848
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.04.2015 00:01:00

От кухни до Кюхельбекера

Тэги: проза, поэзия, платонов, венедикт ерофеев, декаденты, лгбт


15-6-1_m.jpg
Право, грустно, как женщине.
Балет. Рисунок Александра Лаврухина

Когда-то казалось, что пресловутое соло на ундервуде, а после соло на IBM – это уже вчерашний день, и современный писатель, стремящийся вскочить на подножку уходящей натуры, не должен афишировать собственную одышку, дрожанье членов и прочее культурное ретроградство. Но вот выходит новый роман Александра Ильянена «Пенсия», и оказывается, что стремительный домкрат новейших технологий вновь приходит на помощь старому доброму письму от руки.

«Вообще я не писатель – как и другие, впрочем, – сообщает Ильянен. – Все, что я пишу, – это моя жизнь, никакой фантазии». Ну а что он пишет? Роман «Пенсия» – это ежедневная фиксация на протяжении шести лет всех значимых и не очень событий из жизни автора. От кухни до Кюхельбекера и далее к тягомотине дней и Монтеню, без особой, как водится, злободневности и актуальности.

«Это ли не первые признаки идеального романа?» – вопрошает аннотация к «Пенсии».

Жанр? «В поисках жанра» мы пришли к «стене», – подсказывает автор. – Эссеизм и мовизм, два ключевых слова, которые могут характеризовать мою поэтику». То есть, если опустить маловразумительный «мовизм», корифеем которого был, как известно, лишь Валентин Катаев, то остается «стена». Не французских коммунаров, а всего лишь «стена» «ВКонтакте», где и была создана «Пенсия». «Записи, даже на стене, это род художественного творчества», – утверждает автор. Таким образом, снова можно говорить о пользе новых технологий в декадентской среде и прочей жанровой аберрации. У Олеши, помнится, был дневник «Ни дня без строчки», у Ильянена проскальзывает откровение насчет «строчки без дней», то есть без ситуативной привязки, просто оттого, что эту тетрадь для записей, как у Кузмина, автору подарил Юрочка и теперь в нее приятно что-нибудь записать.

И вообще, без знаний о ритуальной культуре «тематического» гей-сообщества понять здесь что-либо не то чтобы сложно, а порой и не нужно. Достаточно поверить, что можно годами ерзать в кресле, вспоминая вспотевшие подмышки кларнетиста из оперы, чтобы после в отместку за какого-нибудь Тангейзера не упомянуть его в книге. «Или вот еще другой персонаж, Коля, – написал тут мне и спрашивает, вошел ли он в роман, – узнаем мы из «Пенсии». – Он прочитал в Интернете, что роман уже вышел, – и спросил, попал ли он туда. А я говорю: Коля, я не помню. Он обиделся чуть-чуть».

15-6-11_t.jpg

Александр Ильянен. Пенсия. – Kolonna Publications; Митин журнал, 2015. – 676 с.

От беспамятства спасает, как всегда, культура, и в союзе с изысканной французской речью (а в наш век поголовной «компьютерной» безграмотности изысканны даже надписи на двери дортуара-писсуара) скоропись Ильянена звучит более чем изысканно (все равно никто не понимает, а в романе французскими прописями заняты порой несколько страниц подряд).

Иногда все это похоже на дневники Венедикта Ерофеева, иногда на Платонова, иногда на Хармса. (Хоть автор и утверждает, что «это не дневник, может быть, майкроблог из-за красоты и необычности слова» – такого же старинного, как «пионэр» и «троллэйбус»). И все-таки это и есть дневниковая проза, отчего фразы в ней порой повторяются дважды, трижды да еще дублируются зачем-то на иностранных языках. Чтобы не забыть? Чтобы помнили? «Когда с госпожой Б. выходили с концерта, встретились Никита с доктором. когда с госпожой Б. выходили из концерта, встретились Никита с доктором (и ряженкой). когда с госпожой Б. выходили из концерта, встретились Никита и Доктор с Ряженкой».

С другой стороны, «персонажи тяготеют к геройству, персонажи хотят быть героями», как говорит сам автор, становясь то ли героем, то ли персонажем своей прозы. Он может какую-нибудь poshlost о себе написать вроде «вдруг как беременной захотелось хурмы и халвы» или «право, грустно, как женщине», но тут же оговориться, что это не его печаль, а так говорил брат Раскольников.

Из обычных людей тут – Слава Курицын, из необычных – Никита с йогуртом в кроссовках цвета пармских фиалок, шофер по имени Марина и Коля-куколка с редкой фамилией Хлебалин. И поэты упоминаются все больше «соответствующие» – Кирилл Медведев, Игорь Бо. Из песен, конечно же, «ритмический» Вадим Козин, из кино, само собой, Пазолини. В жизни – имитация декадентского быта: скит-приют-пансион (сьемная квартира, «боголюбивая обитель на Неве», «в прихожей скита висят две намоленные парсуны св. Уайльда»), келья (комната), веселый поселок (gay village) – район города. Как говорится в романе о нынешней ЛГБТ-обстановке, «Россия – страна приютов, островов спасения, скитов».

Ну а женщины, есть ли в романе женщины, спросите вы? Есть, но их немного, и все они, как правило, невыразительны. «Наталья была в черной до пят юбке, белом платке, похожем на капот. Ярко накраш. губы, сутулая. То ли сестра Л., то ли жена С.» Автор старается быть с ними осторожен, и если даже есть тут бабы, то все сплошь из этих, из обновленцев: «…когда Бьорк спросил у Стеллы, нравится ли ей волосатая грудь, она переспросила «мужская или женская».

Кстати, вы заметили, что подобная проза нечаста в русской словесности? Из-за того же самого, наверное, – чтобы удобнее было запомнить. И еще название чтоб оригинальное было, как у Ильянена: «И финн», например, или «Дорога в У». Тепер вот – «Пенсия». Которая, конечно же, никакая не пенсия, а очередная песнь песней автора. О том же самом, кстати. То есть о пенсии. Или, если угодно, о пенисе на пенсии. А как раз его-то всегда прятать надо, не только на пенсии. «Homosexuals shall not enter the kingdom of heaven», – не зря сообщает автор в самом начале, и с этим нельзя не согласиться. Вернее, с этим нельзя ни согласиться, ни отрицать. Ведь, с одной стороны, если говорят, что даже собаки попадают в рай, то почему гомосексуалистам путь в Царство Божие заказан? Они же не самоубийцы, прости Господи. С другой стороны, статью за мужеложство, бытовавшую в Уголовном кодексе СССР, вроде бы давно отменили. Или не так давно? Или не отменили, а наоборот – ввели?

Как бы там ни было, но роман Александра Ильянена «Пенсия» – это даже не «ритмическая гей-проза», как любят обзывать ее критики, а сначала, наверное, просто фразы, записанные на манер стиха в столбик, а уж потом они складываются в лесенку подспудных смыслов, по которой вполне можно спускаться и подниматься в ритме то ли танго, то ли босса новы. С другой стороны, какая у геев может быть проза, кроме ритмической? Здесь сплошные уточнения, словно нащупывания единственно правильной фразы, интонации, словесного жеста. И еще неизвестно, какие из них правильные. Потому что один раз «прошел пом. машиниста, похожий на Сашу Казанцева (в белой рубашке и шлепанцах)», а в другой раз это уже «симпатичный паренек в синей рубашке и шлепанцах, похожий на Сашу Казанцева, пом. машиниста электропоезда». Отрешенность, экзистенция, и вдруг – «stop. пора идти в прачечную за пост. бельем».

Вот так, может быть, и нам стоит остановиться и подумать: а не пора ли пойти в баню с этим самым нашим желаемым, выдаваемым за действительно настоящую прозу, и более того – за идеальный роман?  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
769
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
426
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2646
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2086

Другие новости