Газета Печатная версия

18.10.2001

Сухой остаток

Генетика "волчьей пасти"

ГРУППЕ британских исследователей, возглавляемой доктором Филипом Штайнером из Лондонского королевского колледжа, удалось идентифицировать ген, вызывающий редкое заболевание - расщепленное небо, более известное в народе как "волчья пасть". В ходе исследования, длившегося более 14 лет, ученые установили, что причина развития заболевания заключается в мутации гена, именуемого T-box 22. Исследователи изучили данные, зафиксированные в историях болезней семей из Исландии, Бразилии, Канады и представителей коренного американского населения. По словам доктора Штайнера, ученые получили уникальные данные, позволяющие не только исследовать процесс генетической мутации, влияющий на формирование патогенного неба, но и найти методы, способствующие предотвращению появления заболевания путем терапевтического вмешательства на стадии эмбрионального развития человеческого зародыша.

Мясо на вырост

ГОЛЛАНДСКИЕ ученые заявили, что они могут создать искусственное мясо в лабораторных условиях, при этом не придется убивать ни одного живого существа. Вит Вестерхоф из Амстердамского университета планирует использовать тот же метод, которым пользуются при производстве искусственной кожи. Он считает, что сможет вырастить в больших контейнерах куски мяса весом в 50 кг. Мясо можно производить, используя коллагены и клетки мышечной ткани, полученные от "животных-доноров". При этом последним не будет причиняться никакого вреда. Мышечная ткань затем будет выращиваться на коллагене.

По мнению Вестерхофа, объем контейнеров должен быть более 5 тыс. литров, в них мясо будет расти в специальном питательном растворе. Жидкость состоит из 62 ингредиентов, включая 20 аминокислот, 12 витаминов и разнообразные энзимы. "Конечный продукт будет иметь структуру и вкус постного мяса, но самое главное, по словам исследователя, - не будут страдать животные". Голландский дерматолог заявляет, что свинина, говядина и мясо цыпленка могут быть получены искусственным путем, для любителей мяса экзотических животных без проблем можно вырастить мясо кенгуру, кита или различных моллюсков.

MIGnews

Живое и неживое - в одной цепи

УЧЕНЫМ удалось вставить живые нервные клетки в микросхему и заставить работать эту электрическую цепь. Сотрудники Института биохимии Макса Планка (Мюнхен) построили электрическую микросхему, которая включает в себя живые нервные клетки и искусственные компоненты из кремния. Получилось подобие "нейропротеза", который, возможно, способен замещать поврежденные участки нервной ткани, а также моделировать в лаборатории работу нейронных сетей головного мозга. Петер Фромхерц и Гюнтер Зек поместили нервные клетки улитки в кремниевую микросхему. Они наблюдали удивительный процесс: соседние нервные клетки образовали контакты друг с другом и с микросхемой! Электрический импульс, подаваемый на микросхему, переходил с нее на нейроны, передавался по цепи нейронов и возвращался обратно. Гибридная схема из живого и неживого работала! Специалисты по нейронным сетям считают, что эта изящная конструкция поможет понять, как работает центральная нервная система, например как формируется память.

ИнформНаука

Биология против искусственного интеллекта

ИЗВЕСТНЫЙ британский физик-теоретик и космолог Стивен Хокинг (Stephen Hawking) утверждает, что человечеству, если оно хочет поспеть за феноменально быстрым развитием искусственного интеллекта, придется заниматься самосовершенствованием методами генной инженерии. В интервью, опубликованном в немецком журнале Focus, профессор Хокинг заявил, что в будущем компьютерные технологии, вероятно, обгонят по своему развитию человеческий интеллект. По его мнению, научная модификация генов способна повысить сложность ДНК и "усовершенствовать" организм человека. "Если мы хотим, чтобы биологические системы сохранили свое превосходство над электронными, мы должны пойти по пути генной инженерии", - заключил Стивен Хокинг. В прошлом году Хокинг предсказал, что генная инженерия позволит создать суперлюдей с мозгом большего размера и повышенным IQ.

Комментарии Хокинга перекликаются со словами, произнесенными в марте 2000 года соучредителем компании Sun Microsystems Биллом Джоем. По его мнению, последние достижения в области молекулярной электроники означают, что к 2030 году "мы, вероятно, сможем создавать машины в миллион раз мощнее современных персональных компьютеров" и наделять их интеллектом на уровне человеческого. "Возможно, что созданные мною инструменты помогут построить технологию, которая займет место нашего биологического вида. Мне очень неприятно думать об этом", - сказал он.

С.И.