0
18785
Газета Печатная версия

15.03.2021 17:57:00

Трагическая годовщина Страны восходящего солнца

Десять лет преодоления последствий катастрофы на АЭС "Фукусима-1"

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист.

Тэги: япония, цунами, техногенная катастрофа, аэс, ущерб, восстановление


япония, цунами, техногенная катастрофа, аэс, ущерб, восстановление Сразу после фукусимской аварии уровень радиации замеряли даже у маленьких детей. Фото Reuters

11 марта в Японии день памяти соотечественников, погибших 10 лет назад во время природного катаклизма, великого восточнояпонского землетрясения, цунами и техногенной катастрофы со взрывами реакторов на АЭС «Фукусима-1». Погибло по меньшей мере 22 тыс. человек, включая косвенные жертвы.

Общий ущерб, по данным правительства Японии, составил около 16,9 трлн иен при годовом бюджете страны в те годы 95,0 трлн иен. Волна цунами высотой до 20 м хлынула на побережье, было смыто и затоплено все на протяжении почти 300 км и на 25–30 км от уреза воды. Пострадали города и население пяти префектур: Аомори, Иватэ, Мияги, Фукусима и Ибараки. Более чем в 10 трлн иен оценивался ущерб от разрушения зданий и сооружений, в 3 трлн иен нанесен ущерб сельскому хозяйству и рыболовству, в 2,2 трлн иен – объектам инфраструктуры, в 1,3 трлн иен – от повреждений систем жизнеобеспечения. Пришлось эвакуировать более 470 тыс. человек, из них экстренно, успевших взять с собой только документы, в связи с мощными выбросами опасных радиоактивных веществ из разрушенных реакторов – около 160 тыс. человек жителей префектуры Фукусима.

За 10 лет практически ликвидирован урон от цунами в сфере инфраструктуры. Восстановлены разрушенные объекты дорожной сети. Возобновили работу большинство производственных предприятий, практически завершено восстановление мелиоративной, бытовой и других инфраструктур. Но еще 42 тыс. граждан продолжают числиться эвакуированными и проживают за пределами родных мест. Из них 37 тыс. из префектуры Фукусима, которая в наибольшей мере пострадала от радиоактивного загрязнения.

Но оказывается, что даже тем, кто вернулся несколько лет назад, все еще нужны поддержка и помощь при налаживании быта, особенно в формировании общин граждан на местах в пострадавших районах. При этом в средствах массовой информации отмечается постепенное снижение у общественности внимания к пострадавшим от трагедии Фукусимы. И причина даже не в том, что граждане страны второй год страдают от пандемии COVID-19.

Спустя 10 лет трагедия Фукусимы все еще продолжает лежать тяжким грузом в памяти, отражается на психологическом здоровье. У многих наблюдается чувство невозможности возвращения к прежней жизни вплоть до склонности к суицидам. Статистические сведения о суицидах как крайней степени проявления отрицательного влияния на психологическое здоровье пострадавших во время катастрофы правительство Японии собирает с июня 2011 года. Определяются они только по «связанными с землетрясением» самоубийствами, происходившими в местах эвакуации и временных жилых поселениях, созданных после катастрофы. По данным Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения страны, на конец 2020 года таких самоубийств было 240 (159 мужчин, 81 женщина). По возрасту 56 человек были в группе 50-летних, 53 – в группе 60-летних. 118 из 240 самоубийств приходится на жителей префектуры Фукусима.

Считается, что гораздо больше лиц, страдающих общим посттравматическим синдромом. Поэтому Министерство здравоохранения и сейчас советует лицам при первых признаках его развития обращаться по горячим линиям к психиатрическим службам. В японской прессе подробно разбираются судьбы тех, кто пережил катастрофу.

Описывается путь семьи, которая до катастрофы проживала в городке около АЭС. Глава семьи работал менеджером в магазине, но был вынужден переехать далеко на юг, где устроился работать в подобный же магазин. После выхода на пенсию он решил сменить работу и заняться овощеводством, купил дом в селе. Пару лет обживался, торговал овощами, но Япония – это «страна стихийных бедствий». Сильные ливни прошлогоднего лета вызвали подтопления почти всего села. Герою репортажа повезло, его дом уцелел. Он вспомнил свои чувства после катастрофы в Фукусиме. В форме помощи соседям организовал распродажу своих овощей. Позднее стал закупать оптом и продавать продукты в деревне. Сейчас в своем магазине расширяет торговлю. Его пример приводится как образец для подражания. В других публикациях рассказывается о переселенцах из префектуры Фукусима, которые успешно развивали с ноля свой малый бизнес.

Можно отметить, что число таких публикаций к марту росло. Большинство из них явно имеют целью напомнить о подъеме в народе добрых качеств перед лицом возможных катастроф. Например, фотография довоенного почтового ящика в виде каменной тумбы. Ящик уцелел во время катастрофы. Хозяин участка вычистил его и написал объявление, что это «почта для посланий в адрес погибших», люди пишут погибшим письма. Хозяин регулярно выбирает письма, передает их в местный музей памяти о катастрофе. Некоторые интересные выдержки публикуются в местных СМИ, зачитываются по радио и телевидению.

10 назад почти все японские газеты поместили фотографии неповрежденного прогулочного судна водоизмещением более 100 т и длиной 27 м, заброшенного волной цунами на крышу двухэтажного дома со стенами каменной кладки. Почти сразу поступила масса предложений сохранить судно как памятник о трагедии. Но оно представляло опасность, и его демонтировали. Через несколько лет было снесено и здание, его ремонт был дороже, чем строительство нового. Участок свободен, и на нем планируется построить муниципалитет города. Расчистка участка и строительство здания финансируются правительством страны. Мэр города в память о гибели 39 сотрудников муниципалитета во время беспрецедентного по силе цунами намерен возвести над зданием реплику судна. Но из бюджета деньги на это не положены, а требуется около 450 млн иен. В настоящее время на это идет сбор пожертвований от жителей.

Очень много других примеров моральной поддержки пострадавших, но тем не менее она расценивается как угасающая со временем. В марте 2011 года весьма много сотрудников крупных японских компаний начали работать в некоммерческих организациях, вносящих социальный вклад в общество. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в то время кабинетом министров Японии, доля людей, заявивших, что они хотят помочь обществу, резко возросла. В частности, доля 20-летних выросла до 70%. Однако с тех пор этот показатель в целом снижается и в прошлом году для людей этой возрастной категории он вернулся к наблюдавшемуся до землетрясения и цунами 2011 года.

Роль центрального правительства

Можно напомнить, что катастрофа на «Фукусиме-1» произошла в момент сильного обострения внутриполитической обстановки в стране. На выборах в августе 2009 года в парламент победу одержала Демократическая партия Японии (ДПЯ), которая и сформировала коалиционное правительство. Правившая в стране с 1955 года, десятилетия формировавшая курс развития страны Либерально-демократическая партия Японии (ЛДП) вынужденно стала главной оппозиционной партией. Демократы начали проводить политический курс, во многом отличный от программ ЛДП, что вызывало как внешние, так и внутренние проблемы.

Пытаясь сгладить свои ошибки, руководство ДПЯ начало менять избираемых парламентом премьер-министров, но политико-экономические проблемы росли. Все шло к роспуску парламента и досрочным выборам. Спасти демократов могло, как выразился один политический обозреватель, «только чрезвычайное происшествие». Как накликал беду: 11 марта 2011 года произошла катастрофа на АЭС «Фукусима-1».

Руководство ЛДП посчитало, что во время такого бедствия нужно единство действий всей нации. Все парламентарии и правительство должны действовать в интересах единой цели, ликвидации последствий катастрофы. Государство должно было стоять во главе всех мероприятий. Сразу после катастрофы ЛДП прекратило свои требования о роспуске парламента и был принят государственный бюджет на очередной финансовый год, который в Японии начинается 1 апреля.

Сразу начали использоваться средства по закону «О финансировании ущерба при авариях на ядерных объектах». С середины 1970-х годов в Японии была принята долгосрочная программа развития атомной энергетики. Тогда же началась в различной форме поддержка правительством администраций городов и префектур, где строились атомные электростанции (АЭС), в развитии их инфраструктуры. Но при этом возникало много проблем по утверждению расходов.

Поэтому в 2000 году по инициативе группы парламентариев, выступавших за развитие ядерной энергетики и снятие ряда юридических сложностей, мешавших этому, был принят специальный закон «О финансировании ущерба при авариях на ядерных объектах». Вызвано это было в связи с аварией в Японии в 1999 году на заводе по переработке ядерного топлива в префектуре Ибараки, когда погибли двое рабочих и сотням жителей, подвергшимся воздействию радиации, пришлось выплачивать компенсацию. Авария привела к росту опасений местных органов власти при выдаче разрешений на строительство реакторов.

Закон разрабатывался и был принят с целью расширить возможности принимающим АЭС местным администрациям привлекать государственные средства для строительства новых дорог и портов, спонсировать бизнес к вложениям в регион предоставлением налоговых льгот. Закон был достаточно эффективным, и его продлили на 10 лет перед самой трагедией на «Фукусиме-1». Его действие заканчивается в 2021 году. В 2019 году правительство обещало продлить его еще на 10 лет, с учетом того что многие населенные пункты с АЭС продолжают выполнять свои программы именно в расчете на продление государственного финансирования. Но это были сравнительно небольшие государственные дотации для развития инфраструктуры. В соответствии с законом в 2019 финансовом году, например, местным общинам было выделено в общей сложности 14,4 млрд иен (38,7 млн долл.) при годовом бюджете страны в эти годы около 100 трлн иен.

Нужны были значительно большие суммы и координирующий орган по ликвидации последствий катастрофы. Поэтому при правительстве страны был создан Совет по планированию восстановления после великого восточнояпонского землетрясения. В Японии подобные советы формируются из представителей специалистов в разных сферах и из разных социальных групп. Советы подготавливают свои оценки проблем и материалы для принятия политических решений руководством страны в чрезвычайных обстоятельствах или на долгосрочную перспективу, в данном случае – и того и другого.

25 июня 2011 года совет подготовил доклад «Путь к восстановлению после великого восточнояпонского землетрясения». Это был весьма объемный документ с деловыми рекомендациями – от общих принципов восстановления до деталей в сфере экономической деятельности в разных сферах, вплоть до школ и культуры. Все, можно отметить, с одновременным учетом новых направлений в экономике, нацеленных на создание продукции с высокой добавленной стоимостью при снижении затрат, под общим лозунгом «От быстрого восстановления к реконструкции». Главное – обеспечение процесса финансовыми ресурсами.

Во многом на основании предложений совета в декабре 2011 года был принят закон о формировании Агентства по реконструкции и восстановлению северовосточных районов Японии сроком на 10 лет – до марта 2021 года. Агентством были определены основные направления мероприятий по ликвидации ущерба от катастрофы. Оно начало действовать в феврале 2012 года как орган, координирующий все мероприятия и работы. Главное – контроль за расходами государственных средств.

В свою очередь, правительством была принята Базовая политика восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1» сроком на 10 лет, которая регулировала порядок финансирования и другие конкретные мероприятия. Финансирование началось уже практически сразу путем специальных дополнительных бюджетов. Первый, в размере 4,15 трлн иен, был предоставлен еще в апреле 2011 года на экстренные расходы для расчистки инфраструктуры и помощи пострадавшим. Второй, около 2 трлн иен, – уже предприятиям и местным органам власти для компенсации потерь. Третий, самый большой, в 11,7 трлн иен за счет выпуска облигаций государственного займа, направлялся местным органам власти на целевую финансовую поддержку малого и среднего бизнеса.

В 2011 финансовом году (1 апреля 2011 года – 31 марта 2012 года) ассигнования правительства на ликвидацию последствий катастрофы составили 17,8 трлн иен. В бюджете 2012 финансового года они сократились до 3,25 млрд иен, поскольку многие наиболее затратные статьи расходов закрывались.

Переход от восстановления к развитию

8 марта 2019 года правительством была принята новая Базовая политика восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Ее содержание свидетельствует, что, по оценке правительства Японии, через восемь лет после катастрофы основные экономические и социальные проблемы по ликвидации последствий катастрофы всего пострадавшего региона уже решены.

Завершено восстановление и реконструкция примерно 30 тыс. домов и строений, что составляет 98% от первоначальной оценки в трех основных пострадавших от стихийного бедствия префектурах – Иватэ, Мияги и Фукусима. Также были приведены в порядок и подведена инфраструктура к 20 тыс. участков для частного строительства жилых домов. Восстановлены железные и шоссейные дороги, мосты и портовые сооружения, другие объекты инфраструктуры. Это обошлось в 1 трлн иен.

Главная проблема в том, что в большинстве пострадавших городов и сел численность населения значительно сократилась по сравнению с периодом до катастрофы, и это количество уже вряд ли восстановится, особенно в селах. Более 40% освоенных земель в префектурах Иватэ и Фукусима не используются, а в Мияги – более 20%.

Запрет на проживание на большей части территорий пострадавших префектур снят, и только в ряде мест в окрестностях территории АЭС он сохраняется. В апреле 2017 года было разрешено возвращаться гражданам, проживавшим в городе Томиока, в 5,5 км от АЭС «Фукусима-1». До катастрофы в городе проживало более 15 тыс. человек, в настоящее время, почти через 4 года после снятия карантина, зарегистрировано всего 1500 граждан. Многие в Томиока получили квартиры в домах, построенных специально для них. Однако, сравнивая социальную обстановку в Томиока и в пунктах быстро развернутых комплексов временного проживания, где сформировались общества и группы взаимопомощи, а также по многим другим причинам граждане на старое место жительства возвращаться не торопятся.

Сейчас единственный в Томиока торговый центр только по будням заполнен покупателями, а в парковке на 325 машин редко возникают проблемы с местом. По воскресеньям и праздникам город становится совершенно безлюдным, констатируют журналисты. Причина такого дисбаланса в том, что по будням город заполняется приезжими рабочими – как правило строителями, которые живут в других районах и возвращаются домой в выходные. Поэтому по воскресеньям почти все рестораны вокруг торгового центра закрыты.

Объявленная в 2011 году правительством Базовая политика восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1», сроком на 10 лет делилась обозревателями на две пятилетки. Первые пять лет – 2011–2015 годы были определены как период интенсивного восстановления, а вторая – 2016–2020 годы – как период восстановления и возрождения. Принятие в 2019 году новой Базовой политики восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС, свидетельствует о решении руководства страны, что «восстановление» завершено и основное внимание в финансировании конкретных мероприятий переносится на «возрождение».

На смену Агентству по реконструкции

Одновременно с принятием новой Базовой политики (2019) было начато формирование наделенной большими правами новой административной структуры вместо Агентства по реконструкции и восстановлению северовосточных районов Японии (2011), срок действия которой заканчивается в 2021 году.

Новая структура, по материалам СМИ, будет значительно масштабнее прежнего агентства. Она создается для «окончательной ликвидации последствий катастрофы» и призвана руководить процессом развития региона «на основе компромиссов между участниками работ». Подчеркивается необходимость организации взаимодействия различных правительственных и частных структур.

Правительство, как указывалось выше, формирует новую структуру, связанную с развитием региона, и планирует оформить ее в текущем году. Предполагается проект формирования в регионе «маяка чистой энергетики», центра ветровой и солнечной энергетики и производства водорода. Планируется построить новых 11 солнечных и 10 ветровых электростанций на землях, загрязненных радиацией. Если в 2017 году на ВИЭ в регионе приходилось чуть больше четверти электроэнергии, то теперь ожидается рост доли до 60% к 2030 году и до 100% к 2040 году.

Правительство подсчитало, что общие расходы на развитие региона составят 300 млрд иен, или около 2,75 млрд долл. Основными спонсорами данного проекта станет Государственный банк развития Японии и частный кредитор Mizuho Bank, которые уже подготовили кредитные линии для финансирования проекта.

Сейчас установленные мощности электрогенерации в префектуре Фукусима оцениваются примерно в 6,0 ГВт, это около 2/3 мощностей 6 реакторов АЭС. Почти вся производимая энергия передается в экономический регион Канто (Токио и прилегающие префектуры). Но ВИЭ работают весьма нестабильно, как и потребление энергии, сопровождаются перепадами. Рационально иметь запас мощностей, а во время их излишков аккумулировать, что давно и делается, например в аккумулирующих ГЭС. Японцы нашли прорывной путь аккумуляции. Излишки энергии будут использоваться для производства водорода и хранения его как топлива.

Уже несколько лет просматривается «курс на формирование в этом регионе кластера развития новых направлений энергетики». Например, создан и активно работает Институт возобновляемых источников энергии Фукусима. Сатоси Хирано, заместитель генерального директора института рассказал об основных направлениях деятельности института в беседе с сотрудником Института развития технологий ТЭК Михаилом Вакиляном.

Главная цель института Фукусима обосновать и содействовать созданию комплексов «возобновляемых источников энергии как надежных и основных источников энергии для страны». Уже ведутся НИОКР «для расширенного внедрения ВИЭ в практику через формирование комплексных энергетических систем нового поколения, использующих ВИЭ для достижения нулевого уровня выбросов СО2».

В институте функционирует Исследовательский центр возобновляемой энергии. Он занимается исследованиями и разработками технологий ВИЭ. Его сотрудники проводят широкий спектр работ – от фундаментальных исследований до демонстрации инновационных технологий, от снижения затрат на производство электроэнергии до крупных, но недорогих способов ее хранения. В центре действует около десятка специальных исследовательских групп – фотоэлектрической, водородной, геотермальной, ветроэнергетики и других видов ВИЭ.

Сатоси Хирано, отвечая на вопрос «Какие технологии в энергетике считаются наиболее перспективными сегодня?», сказал, что «мировому сообществу необходимо искать все технологические варианты для достижения резкого сокращения выбросов СО2, связанных с использованием ископаемого топлива к 2050 году», и добавил, что «определяющим в этом для Японии станет водород».

К этому направлению развития энергетики страны подключается и бизнес. В июле 2017 года четыре крупные японские корпорации – Chiyoda Corporation, Mitsubishi Corporation, Mitsui & Co. LTD. и Nippon Yusen Kabushiki Kaisha – основали Ассоциацию передовых водородных энергетических технологий и запустили первый в мире крупномасштабный проект по созданию межгосударственной водородной транспортной сети в сотрудничестве с Брунеем. Водород, получаемый на заводе в Брунее из природного газа по японским технологиям и на японском оборудовании, уже доставляется морем в японский порт Кавасаки, правда в небольших объемах.

Toshiba Energy, TEPCO и Iwatani Corporation построили в 2019 году в Фукусиме, как утверждается, крупнейший в мире завод по производству водорода. Оборудование способно производить водород недорого и экологически чисто. Предполагалось, что этим водородом будут заправляться автомобили с электродвигателями, которые станут получать энергию от водородных батарей. Парк таких автомобилей, как сообщалось, подготавливался к открытию летней Олимпиады в Токио в 2020 году. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минск предлагает гиперинтеграцию с третьими государствами

Минск предлагает гиперинтеграцию с третьими государствами

Дмитрий Тараторин

В столице Белоруссии проходят Евразийский экономический форум и саммит ЕАЭС

0
1244
Американский удар по Ирану развенчал претензии канцлера ФРГ на руководящую роль в Европе

Американский удар по Ирану развенчал претензии канцлера ФРГ на руководящую роль в Европе

Олег Никифоров

В немецком правительстве по-разному оценивают действия президента США

0
2002
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Геннадий Петров

Президент США, не добившись желаемых результатов, объявил об окончании боевых действий

0
2081
Рекорды в передаче цифровых данных по оптоволокну стали национальным видом спорта в Японии

Рекорды в передаче цифровых данных по оптоволокну стали национальным видом спорта в Японии

Иван Сапрыкин

Со скоростью одна Википедия в секунду

0
945

Другие новости