0
883
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.09.2007 00:00:00

Без новизны и левизны

Алексей Малашенко

Об авторе: Алексей Малашенко - член научного совета Московского центра Карнеги.

Тэги: выборы, снг


выборы, снг Битвы гигантов на поле политической ойкумены не предвидится.
Поединок быков-божеств. Из ирландского эпоса

В новом политическом сезоне все пойдет своим чередом и, в общем-то, как-то скучно.

Самое нескучное – выборы в России. Но, с другой стороны, прошли времена, когда Россия была законодателем политических мод. Каждый теперь идет своим путем. В Азербайджане возникло нечто вроде конституционной монархии, на Украине взыграла демократия, в Казахстане совмещают пожизненное президентство с президентско-парламентской системой, в Киргизии играют в революции. В Таджикистане – осторожная «дебашизация», в Белоруссии – неототалитаризм.

И далее дела на постсоветском пространстве пойдут своим чередом вне зависимости от того, какая фамилия будет у российского президента, пусть даже и сложносоставная – Путин–Иванов–Якунин–Медведев–Козак–«инкогнито проклятое из головы не выходит». Конечно, всем придется привыкать к новому российскому хозяину. Но и тому предстоит осваиваться с соседями. И неизвестно еще, что важнее.

Словом, там, где раньше был СССР, образовалось несколько политических моделей, обладающих устойчивостью и в большой степени застрахованных от эрозии.

Попробуем классифицировать постсоветскую ойкумену с точки зрения значения выборов – парламентских или президентских. Кроме Украины и Молдавии, их исход везде заранее известен. Правда, в Киргизии, буде они состоятся, дело опять может кончиться революцией. Хотя шансов на такой банальный исход становится все меньше и меньше.

В который раз предсказуемость подтвердили августовские выборы в Казахстане. Как отметил аналитик Аждар Куртов, на этих парламентских выборах победил президент Назарбаев. Они были задуманы и четко проведены по предложенной им схеме. Его «Нур Отан» собрала «неприличные» 88% голосов и оказалась единственной в местном Мажилисе.

Свои 55–70% соберет в декабре «Единая Россия», 65–80% – в марте преемник Путина, а то и лично Владимир Владимирович. («Крепкий характер, мягкая душа» – это из рекламы «Путинки».) Явно подавляющее большинство голосов получит на президентских выборах Ислам Каримов (или его наследник?), который фактически уже начал избирательную кампанию. Никто не сомневался ни в победе в 2003 году Ильхама Алиева, ни в победе Эмомали Рахмона в 2006-м.

У всех вождей сумасшедшие рейтинги. Но почему-то слышится песенка из «Большой перемены»:

Мы выбираем,
Нас выбирают.
Как это часто не совпадает.

А если, к примеру, взять за критерий роль в политике настоящей, не карманно-картонной оппозиции в России, Туркменистане, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане (вот компания какая!), то она приближается или равна нулю. Про Узбекистан требуется оговорка. Есть там нечто такое реальное, что можно назвать «исламской оппозицией». Ее именуют по-разному – исламистами, террористами, моджахедами, экстремистами. Но в отсутствие сколько-нибудь стоящего светского оппонента режиму игнорировать эту публику не приходится. Тем более если послушать местных и сопредельных политиков, то они, исламисты, и есть главная угроза всему на свете. Именно с ними учились сражаться войска ШОС на недавних маневрах в Чебаркуле (ну не НАТО же в самом деле хотели напугать?!).

Другую группу составляют Азербайджан, Таджикистан и Армения. Казалось бы, что у этой троицы общего? А вот что: оппозицию там терпят, а то и побаиваются. Там оппозиционные ребята порой не только громко высказывают то, что думают, но и могут, как, например, в Азербайджане, при случае и многотысячный митинг собрать. В Таджикистане, конечно, такое невозможно. Бывшие политики из Объединенной таджикской оппозиции давно хорошо пристроены и находятся под присмотром. Но все же кто знает, что у них на уме... Есть горячие головы и в Армении. Имела же однажды место стрельба в местном парламенте. Такое не скоро стирается из памяти. В общем, роль оппозиции в этих трех странах можно охарактеризовать так: а вдруг? да не приведи господь!

Третья группа – Украина, Киргизия, Молдавия. Здесь действительно есть реальная оппозиция и публичная политическая борьба. Сегодня ты у власти, а завтра – «на майдане». Ситуация на Украине в комментариях не нуждается: она нормальна. Что касается Киргизии, то, как ни ерничать по поводу местной перманентной революции, на ее политическом поле присутствует влиятельная, хотя и лоскутная оппозиция, имевшая, но упустившая свой шанс.

И наконец, Грузия. Там оппозиция Саакашвили, и притом весомая, давно возникла бы, если бы не отдельные московские политики, которые делают все возможное, чтобы поддержать харизму президента.

В целом и в наступившем, да и в будущем политическом году оппозиция в постсоветских странах, кроме «третьей группы», останется вещью в себе. Реальной конкуренции с правящими режимами не предвидится.

Зачем вообще цацкаться с оппозицией, когда в казахстанском парламенте нет ни одного ее представителя, в России марши «Другой России» собирают всего по нескольку сотен храбрецов, а СПС радуется 16,3% в Пермской области?

Впрочем, и давить никого никто и нигде не собирается. Тому есть несколько причин, которые на первый взгляд противоречат друг другу.

Во-первых, не те, так сказать, времена. Никто не хочет прослыть диктатором-тоталитаристом, готовым устранить всех своих противников. Во-вторых, не сказать, чтобы авторитаристы и суверенные демократы боялись общества, но память о событиях конца 80-х – начала 90-х еще жива. Власть ведь по-прежнему не доверяет обществу. Коль не доверяет, значит, побаивается. Кто знает, как «легли» бы голоса, не будь административного ресурса. Что обретут без него «Единая России», «Нур Отан», Народно-демократическая партия Узбекистана? Кто-нибудь это просчитывает? Если да – то многие партийцы, подсмотрев реальные результаты, наверняка чувствуют холодок вдоль спины.

В-третьих, невозможно полностью наплевать на «внешний фактор». Этот фактор то и дело морщится, глядя на истинное положение дел. Правда, Европа и Америка склонны не то чтобы прощать, но с пониманием относиться к самобытному, пропитанному нефтью и газом авторитаризму Туркменистана и Казахстана. Но все же до определенной степени. Игра в одни ворота на парламентских выборах может стоить Казахстану председательского места в ОБСЕ, усевшись на которое, мечтает закончить свою карьеру Назарбаев.

Идеальный вариант для авторитаристов мог бы быть следующим: поскольку одомашненную оппозицию всерьез никто не принимает, то можно рискнуть и отпустить на длинном поводке (заметьте, именно поводке) «дикую оппозицию». Но такой вариант страшит: вдруг джинн возьмет да и вырвется из бутылки?

Ныне авторитарные режимы решают две несовместимые в исторической перспективе задачи: а) самосохраниться; б) действительно развивать свои страны, проводить реформы. Но стена авторитарной власти отнюдь не монолитна. Это отчетливо заметно по Узбекистану, Казахстану, Туркменистану. «Папы» избавляются – кто от родственников, кто от конкурентов, кто просто от недостаточно лояльных им спутников. Да и в России возможный уход Путина с официального поста повлечет за собой сдвиги внутри правящего класса.

Главное условие существования авторитарного режима – регулярно косить политический газон. Но при этом совершенно очевидно, что однажды на нем все-таки прорастет упрямый сорняк. Как Саакашвили, как Тимошенко, как в свое время Ельцин, наконец. Однако в наступившем году место репейника останется вакантным. И в России, и в Центральной Азии, и в Белоруссии.

Россия, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия продолжат разыгрывать факторы угроз – внутренней, внешней или сразу и той, и другой. И как в доброе старое время, угроза обязана исходить от США и НАТО. А вот грузинские политики продолжат пугать своих граждан Россией, из которой постоянно сыплются на грузинскую землю неопознанные ракеты и самолеты.

Что касается Армении и Азербайджана, то здесь внешняя, исходящая друг от друга угроза обратилась в заурядную данность политического бытия, к ней привыкли.

Словом, политический год 2007/08 – проходной и предсказуемый. Следующий же политический сезон, видимо, будет поинтереснее. Но это уже другая тема...

PS. Не хочется раскрывать карты, но все же... Вдруг окажется несостоятельным постпутинство, вдруг захворает батька Лукашенко или что-то «вздрогнет» в Узбекистане...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
926
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
486
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2886
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2280

Другие новости