0
2616
Газета НГ-Политика Интернет-версия

18.12.2007 00:00:00

Международное энергетическое сотрудничество в XXI веке

Валерий Язев

Об авторе: Валерий Язев - председатель комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи, президент Российского газового общества, д.э.н.


Стабильное и эффективное энергоснабжение, осуществляемое на основе рыночных принципов, является определяющим для развития мирового сообщества. В последнее время проблема такого энергоснабжения приобрела глобальный характер из-за растущей взаимозависимости между странами-производителями, транзитными странами и государствами-потребителями. Поэтому необходимо развивать партнерские отношения между всеми заинтересованными сторонами в целях укрепления глобальной энергетической безопасности. Лучший способ добиться этой цели – формирование свободного, открытого и конкурентного глобального энергетического рынка.

На саммите «большой восьмерки» летом 2006 года в Санкт-Петербурге ведущие мировые державы пришли к пониманию необходимости создания прозрачных, справедливых, стабильных и эффективных правовых рамок и систем регулирования глобального энергетического рынка.

В международной практике одним из наиболее действенных механизмов решения указанных задач является создание независимых организаций. В сфере энергетики функционирует целый ряд подобных учреждений, но наиболее известные из них представляют интересы только одной из сторон – производителя или потребителя. Таким образом, их деятельность содействует развитию несовершенной конкуренции – олигополии или монопсонии. Остальные организации или занимаются только проведением регулярных мероприятий, или рассматривают узкий круг энергетических проблем.

Поэтому для предотвращения глобальных энергетических конфликтов и достижения рыночного равновесия необходимо создание глобального регулятора в сфере энергетики – международного энергетического регулятора (МЭР). МЭР – некоммерческая организация, главная цель которой – координация равноправного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества на международном энергетическом рынке.

Достичь указанной цели возможно, решив следующие задачи:

1) разработка стандартов ведения международной торговли энергоресурсами и мониторинг их исполнения, а также выработка рекомендаций по различным вопросам функционирования энергетического рынка;

2) координация деятельности национальных и межгосударственных регуляторов в сфере энергетики;

3) реализация экономической, технической и другой помощи;

4) исследование глобальных проблем мирового энергетического рынка, равно как и выработка вариантов их решения.

Выполнение МЭР данных задач возможно через реализацию ряда функций.

Формирование глобальных рынков энергоресурсов требует создания единых правил и стандартов для всех игроков. По сравнению с рынком одного продукта рынок энергоресурсов значительно сложнее, поскольку существует несколько видов энергоресурсов и спрос на энергию различен по сферам потребления (транспорт, промышленность, бытовые потребители и др.). Определяющую роль при выборе конкретного энергоносителя играет его стоимость для потребителя. Но в настоящее время не существует унифицированных правил ценообразования на основные энергоресурсы, что осложняет определение экономической эффективности использования того или иного их вида. При этом важной составляющей международной торговли энергоресурсами становится спотовый рынок и роль фьючерсов в качестве инструмента ценообразования скорее всего будет только возрастать. Все эти факторы влияют на волатильность цен на энергоносители и затрудняют долгосрочное прогнозирование не только деятельности компаний энергетического сектора, но и основных макроэкономических показателей. Изменение геологических условий, необходимость применения последних технологических разработок и развития инфраструктуры энергетического рынка значительно увеличивают суммарный объем инвестиций в новые международные проекты. Их реализация возможна лишь при условии равноценного разделения рисков в данных проектах и определении вариантов их сокращения. Для учреждений и компаний, занятых организацией финансирования международных инфраструктурных проектов в энергетике, значительную роль играют заключения независимых оценщиков. Наличие подобных заключений может в некоторых случаях даже способствовать снижению процентной ставки на привлеченные средства.

Таким образом, в рамках первой задачи МЭР, как единый регулятор международного энергетического рынка, должен выполнять следующие функции:

I. Разработка и внедрение единого механизма ценообразования по всем видам основных энергоносителей.

II. Определение основных рисков международных инфраструктурных проектов в энергетике и принципов их справедливого распределения между всеми участниками.

III. Выработка способов хеджирования выявленных рисков.

IV. Внедрение в практику функций I – III путем создания Кодекса международного энергетического бизнеса.

V. Проведение независимой экспертизы международных инфраструктурных проектов в энергетике и выдача заключений по ним.

Существенный вклад в глобальную энергетическую безопасность вносит прозрачность, стабильность и предсказуемость национальных систем регулирования рынка. Тем не менее некоторые современные регуляторы создают неоправданные административные барьеры, способствуют принятию протекционистских мер в энергетическом секторе. Распространение единых принципов регулирования рынка возможно только через Международный энергетический регулятор в энергетике, который будет учитывать интересы всех игроков. Решения, принимаемые МЭР, должны быть обязательными для национальных органов. В случае их неисполнения к государству или группе государств – нарушителям надо применять санкции.

Следовательно, МЭР необходимо:

I. Определить и внедрить порядок координации работы национальных и межгосударственных регулирующих органов.

II. Разработать процедуру разрешения споров, в том числе определить перечень санкций за неисполнение решений международного энергетического регулятора.

III. Создать на основе функций I и II Международную конвенцию по координации работы регуляторов энергетического рынка.

Внедрение и распространение передовых технологий оказывает положительное влияние как на обеспечение экологической безопасности, так и на экономику проектов в области энергетики. Исходя из этого, в рамках третьей задачи МЭР должен содействовать:

1) развитию научно-технического сотрудничества в энергетике;

2) внедрению достижений НТП во всех сегментах энергетического рынка через проведение исследований и международных мероприятий.

Благодаря глобальному характеру наднационального регулятора в его структуре возможно создание специализированного органа, который будет заниматься проведением системных исследований спроса и предложения энергоносителей, а также особенностей развития отдельных рынков. На основе рекомендаций и заключений этого органа возможно прогнозирование глобальных потоков энергоресурсов, необходимых для формирования более предсказуемой энергетической политики. Таким образом, для реализации четвертой задачи МЭР будет выполнять функции:

I. Исследования и прогнозирования основных тенденций развития мирового энергетического рынка, прежде всего спроса и предложения основных энергоносителей.

II. Выработки рекомендаций по основным направлениям развития международного энергетического рынка.

Содействие глобальному экономическому сотрудничеству – одно из приоритетных направлений деятельности крупнейшей и наиболее авторитетной международной организации – ООН. Именно организации и органы, входящие в систему ООН, занимают центральное место в институциональной структуре мирового хозяйства. В «Декларации тысячелетия», принятой ООН в 2000 году и одобренной ее членами, одними из основных целей названы обеспечение устойчивого развития окружающей среды и формирование глобального партнерства в целях развития. Достижение этих целей невозможно без создания глобального регулирующего органа, координирующего взаимодействие в энергетической сфере.

Поэтому организационно глобальный регулятор в энергетике необходимо создавать в рамках системы ООН. Юридически он может быть оформлен двумя способами. Первый – в виде Программы ООН по устойчивому развитию мирового энергетического рынка. Она может быть подотчетна одному из двух основных органов ООН: Экономическому и социальному совету (ЭКОСОС) или Совету Безопасности ООН. Аналогичные учреждения, созданные в рамках указанных органов, успешно функционируют на протяжении уже многих лет.

России, как одному из крупнейших в мире производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, необходимо более активно включаться в процесс формирования правил международного энергетического рынка. Для этого нашим государственным органам необходимо выработать единую позицию по данному вопросу и представить ее в виде Проекта создания глобального регулятора в энергетике.

Данный проект может быть представлен на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой создание Международного энергетического регулятора необходимо оформить в виде соответствующей резолюции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1077
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
555
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3098
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2458

Другие новости