0
1073
Газета НГ-Политика Печатная версия

27.09.2010

Формула успеха

Виктор Полтерович

Об авторе: Виктор Меерович Полтерович - экономист, академик РАН, президент Новой экономической ассоциации.

Тэги: модернизация, население, политика


модернизация, население, политика Разрозненные детали механизма экономического развития необходимо собрать в единую институциональную систему.
Фото Reuters

Буквально на днях вышла в свет монография «Стратегия модернизации российской экономики», написанная коллективом авторов во главе с академиком Полтеровичем – автором книги «Элементы теории реформ», где впервые был предложен общий подход к разработке стратегий реформирования экономических институтов. Проведенный в монографии анализ механизма мирового кризиса указывает на высокую вероятность того, что западным экономикам предстоит многолетняя стагнация, пока новые технологические идеи не станут основой для очередного подъема. России необходима программа модернизации, работоспособная в условиях депрессивной внешнеэкономической конъюнктуры. Тематика работы тесно связана с повесткой конференции. Академик прокомментировал «НГ-Политике» концепцию книги и затронул вопросы, которые будут обсуждаться на конференции.

Активная роль государства в инициировании роста у многих сегодня вызывает возражение. Говорят, что ни о каких глобальных планах, основанных на вмешательстве государства, речь идти не может до тех пор, пока у нас высокая коррупция, плохие суды, недостаточно развитая политическая система. Сначала надо существенно улучшить инвестиционный климат, от коррупции избавиться, а после этого можно уже думать об эффективной структурной промышленной политике. Привлекательность этой точки зрения в ее очевидности. Но любой исследователь хорошо знает, что все очевидные утверждения делятся на два класса: верные и неверные. Так вот тезис о необходимом промедлении несостоятелен.

Сначала рост – потом снижение коррупции

При детальном рассмотрении ситуации в сделавших удачный рывок азиатских странах, когда они начинали свой путь быстрого роста, выясняется, что все они были чрезвычайно коррумпированы. Хорошо исследовано, насколько был коррумпирован режим в Корее в 50-е – начале 60-х годов, когда она начала быстро развиваться.

Мы знаем, что даже в послевоенной Франции вовсе не было хорошего институционального климата, господствовал черный рынок, наблюдались многие явления, которые мы видим сейчас у нас.

В Китае в 1989 году коррупция была сильнее, чем в России. А уже к середине 90-х ситуация в Китае улучшилась.

Сейчас он находится где-то в серединке по этому показателю среди многих стран, но значительно выше, чем Россия. Несмотря на плохой институциональный климат, оказалась возможной консолидация государства и частного сектора, которая дала импульс экономическому развитию, а вслед за этим и институциональному.

Менять институты всегда гораздо легче в стране, которая быстро развивается, чем в стране, которая стагнирует. Если мы будем ждать, пока у нас улучшатся институты, мы ни к чему не придем.

Нужна система интерактивного управления ростом

Последнее десятилетие для нас не прошло даром. Несмотря ни на что, мы в XXI веке росли довольно быстро. Хотя такого рывка, который сделала в свое время Япония, не совершили. Рост происходил главным образом за счет цен на нефть. Но есть страны, у которых тоже много нефти, а роста нет вовсе, потому что там заняты не производством, а дележом полученных доходов. У нас созданы отдельные – разрозненные – детали механизма экономического роста, появились зачатки национальной инновационной системы, разнообразные институты развития – технопарки, свободные экономические зоны, венчурные компании и т.п., предприняты попытки стратегического планирования. Правда, вся эта масштабная и затратная работа велась без серьезного понимания того, что должно возникнуть в результате. Западные институты копировались механически: там есть венчурные компании – и мы создадим, там есть технопарки, а чем мы хуже? Неудивительно, что результата нет. Институты развития не знают, куда (кроме зарплаты) девать выделенные из бюджета деньги, хранят их в банках, а стратегические планы напоминают набор благих пожеланий. На самом деле эффективное стратегическое планирование невозможно без пятилетних или даже годовых планов.

Налицо довольно беспорядочная хаотичная система, элементы которой действуют независимо друг от друга. Нет единой концепции, нет единого плана действий, нет единых рамок. Разнородные элементы должны быть объединены в единую институциональную систему, которая могла бы стать двигателем экономического роста. В только что вышедшей монографии «Стратегия модернизации российской экономики» предложена ее принципиальная схема. Она включает в себя три основных крупных блока: национальную инновационную систему, нацеленную в первую очередь на решение задач заимствования с постепенным переходом на инновационный путь развития; систему индикативного планирования и систему синхронизации различных типов экономической политики для того, чтобы решать задачи модернизации.

Концепция индикативного планирования впервые была реализована в послевоенной Франции. У Франции эту идею заимствовали и Япония, и Корея, и Тайвань, и многие другие страны. План реализуется не путем начальствования, не путем указов, а на основе рыночных стимулов. Он инициируется в результате взаимодействия государства и частного сектора. Это взаимодействие, как правило, происходит не на уровне отдельных предприятий, а на уровне ассоциаций бизнеса при участии общественных организаций и представителей потребителей. Индикативный план должен быть непрерывным. Прошел год, изменилась ситуация, должны корректироваться планы на будущее, нужно обновить всю систему планов и тут же воспользоваться результатами. Планы должны быть народно-хозяйственными, значит, увязывать друг с другом региональные и отраслевые стратегии. Кстати, первые индикативные планы во Франции и в Японии перевыполнялись.

Сейчас в России бизнес не доверяет государству, государство не доверяет бизнесу, банки и фирмы не доверяют друг другу. Создание атмосферы доверия – важнейшая задача интерактивного планирования. Государство не должно ждать, пока появятся удачные проекты, оно должно их инициировать вместе с бизнесом, побуждать бизнес составлять планы, участвовать в их реализации и гарантировать поддержку в той или иной форме.

Необходимо создать Федеральное агентство по интерактивному планированию. Это агентство должно иметь ряд экспертных комиссий по разным отраслям и организовать площадку для взаимодействия с отраслевыми ассоциациями. Оно должно иметь свои региональные подразделения, которые инициировали бы проекты уже на местном уровне. Серьезное совершенствование любой технологии в одной отрасли всегда требует технологических и организационных изменений в целом ряде других отраслей. Это одна из принципиальных трудностей, которую рынок за приемлемое время преодолеть не может. Вот почему государство не должно самоустраняться от решения задач стимулирования роста, оправдываясь тем, что занято борьбой с коррупцией.

В процессе формирования и реализации плана нужно использовать современные инструменты, которых не было в те времена, когда делали рывок Япония и послевоенная Франция. Речь идет о таких инструментах, как проектное финансирование и частно-государственное партнерство. Проектное финансирование предусматривает непосредственное участие банков в разработке проектов уже на ранней стадии. Этот инструмент широко используется на Западе, он постепенно внедряется и в нашу банковскую систему. А на стадии реализации проектов целесообразно использовать механизмы частно-государственного партнерства.

У нас много говорят о привлечении иностранных инвестиций. Однако увеличение их объема не всегда полезно. Все зависит от условий, сложившихся внутри страны, и от того, какая именно политика по отношению к иностранным инвесторам проводится. При плохом инвестиционном климате инвестор придет с целью получить прибыль и репатриировать ее за границу. Такого рода иностранные инвесторы обычно передовых технологий не приносят. А вот если правительство само позаботится о том, чтобы иностранный инвестор пришел надежный и основательный, с новыми технологиями, которые могли бы быть восприняты в нашей экономике, тогда западные инвестиции сыграют нам на благо.

Китайское правительство добивается того, чтобы иностранные компании, создающие компании на территории Китая, нанимали в качестве менеджеров и местных профессионалов. Таким образом обеспечивается освоение китайцами западных методов хозяйствования. Более того, в ряде случаев оговаривается, что по прошествии определенного времени фирма обязана передать свои технологии в общее пользование. Эта компонента системы интерактивного управления ростом должна быть тщательным образом учтена.

Колоссальную роль играет политика в области образования. У нас сейчас не хватает квалифицированных специалистов среднего звена, нам нужно создавать систему непрерывного переобучения, стимулировать зарубежные стажировки наших специалистов. Учеба должна стать важнейшей обязанностью работника.

Без эффективной социальной политики модернизация невозможна

Для того чтобы модернизация была успешна, она должна поддерживаться широкими массами населения. Если будет серьезное сопротивление, если придется бороться с собственными гражданами, то никакой модернизации не получится. Потребитель должен видеть, что модернизация способствует росту его доходов. В числе важнейших показателей индикативного плана должны быть показатели роста благосостояния населения.

Если мы начнем такую систему строить и если россияне нам поверят, то, я думаю, даже на начальных этапах можно получить очень серьезные результаты.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От Путина на «Валдае» ждут проамериканского разворота

От Путина на «Валдае» ждут проамериканского разворота

Алексей Горбачев

Об этом может быть сказано в «важном заявлении» президента России на дискуссионном клубе

1
20539
Быть или не быть «унире»

Быть или не быть «унире»

Роберт Западинский

На политическом поле Молдавии появился перспективный игрок

1
1432
Константин Ремчуков:А ресурсов все меньше, а санкции все жестче, а борьба экзистенциальнее...

Константин Ремчуков:А ресурсов все меньше, а санкции все жестче, а борьба экзистенциальнее...

1
7971
Патриарх Кирилл объявил новую универсальную формулу международной политики

Патриарх Кирилл объявил новую универсальную формулу международной политики

Андрей Мельников

Глава РПЦ сформулировал экуменический "нравственный консенсус" для всего человечества

1
1576

Другие новости

Загрузка...
24smi.org