По данным Калининградского управления Роскомнадзора, в регионе зарегистрировано 594 средства массовой информации. За последние восемь лет этот показатель вырос в 1,7 раза. При этом сами журналисты и эксперты по массмедиа предпочитают оперировать гораздо более скромными цифрами. По их оценкам, в регионе с разной степенью регулярности выходят 150 печатных изданий, действует десяток сайтов с посещаемостью свыше 100 пользователей в сутки, вещают 12 FM-радиостанций и три телеканала.
Большинство печатных изданий – еженедельники. В ежедневном режиме выходят лишь старейшая местная газета «Калининградская правда» и ее более удачливый конкурент – «Комсомольская правда» в Калининграде». Последняя входит в холдинг «Западная пресса», на который приходится 40% тиражей всех газет и журналов региона. Два десятка наиболее популярных изданий в последние годы создали свои сайты. Зафиксирован и первый в регионе случай полного отказа издания от печатной версии и ухода в онлайн – газета «Янтарный край».
Одной из особенностей калининградских печатных СМИ является большое число бесплатных информационных изданий: «ДворникЪ», «Тридевятый регион», «Новый караван», «Калининградская вечерка». Как считают опрошенные «НГ» эксперты, этот феномен обязан своим появлением различным выборам и информационным войнам. Руководители наиболее успешных из подобных проектов вовремя почувствовали изменение настроений обывателей, которые стали отказываться от платных рекламных изданий. Освободившуюся нишу быстро освоили бесплатные издания, которые для поддержания интереса к себе со стороны политических деятелей часть площади отдают общественно-политической проблематике.
И все же работу местным журналистам найти непросто. Особенно в последнее время, когда вслед за уменьшением рекламных бюджетов СМИ перешли к режиму жесткой экономии. Обострившаяся конкуренция ведет к тому, что почти половина выпускников отделения журналистики Балтийского федерального университета вынуждена искать работу не в редакциях, а в других местах.
Правительство региона и мэрия Калининграда предпочитают платить за информационное сопровождение своей деятельности СМИ, уже располагающим сложившейся аудиторией и командами профессиональных исполнителей. При этом издатели и редакторы пытаются получать заказы и от правительства области, и от городских властей. Поэтому уровень близости к тому или иному органу власти проявляется скорее в нюансах, доле газетной площади и эфира, предоставляемого конкретным административно-политическим группировкам. Информационно-рекламные издания могут позволить себе регулярные критические выпады в адрес любых центров власти.
Обычно политики стараются не вступать в публичные конфликты со СМИ. Последний громкий скандал имел место в 2006–2007 годах, когда против издателя еженедельника «Новые колеса» и депутата облдумы Игоря Рудникова возбудили уголовные дела о клевете на федерального судью и нанесении побоев (sic!) взводу ОМОНа. После трех месяцев в СИЗО Псковского УФСБ Рудников получил условный приговор, который впоследствии был отменен.
Калининград