0
1221
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

16.10.2006 00:00:00

Быстроходный признак капитализма

Тэги: саратов, катера


саратов, катера Такого красавца нельзя не полюбить на всю жизнь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Всего за год количество быстроходных катеров на саратовском участке Волги увеличилось в 2,5 раза. Оно еще не достигло доперестроечного уровня, но специалисты уже осторожно говорят если не о буме, то о возрождении маломерного судоходства. Впрочем, сходства между советскими и нынешними судовладельцами столько же, сколько между футболистами и гольфистами, – только место происхождения.

На Волге иметь какое-нибудь судно всегда было более нормальным, чем не иметь его или хотя бы не мечтать о его приобретении. Великая река давно обжита так же, как ее берега. О тайном соперничестве «парусников» и «моторщиков» знают даже исключительно сухопутные саратовцы. Разумеется, в неравной борьбе за электорат безоговорочно победила скорость – во времена сурового перестроечного безденежья большинство саратовцев предпочли совсем отказаться от прогулок по воде, чем перейти на парус. Впрочем, тяжелые времена нанесли урон и армии яхтсменов – по наблюдениям специалистов, парусник не только требует настоящей преданности и специальных знаний, его материальное содержание обходится гораздо дороже катера. Почти на десять лет поверхность Волги вымерла. Лишь сейчас инспектора осторожно констатируют возрождение маломерного судоходства на саратовском участке Волги.

Признаки экономического благополучия можно скрыть от налоговой инспекции, но не от Госинспекции по маломерным судам (ГИМС). «Волга постепенно оживает. Если в прошлом году техосмотр прошли 5 тысяч катеров, то уже в этом году – 13 тысяч, – говорит руководитель ГИМС Владимир Сенин. – Конечно, советского уровня мы еще не достигли – тогда проверки ежегодно проходили по 25–26 тысяч судов, но тенденцию можно считать обнадеживающей».

«В советские времена 80 процентов владельцев катеров составляли рабочие, которые приобретали катер взамен автомобиля, который они купить не могли. Сейчас это совсем не так», – отметил Владимир Сенин. Большинство нынешних владельцев катеров – люди как минимум обеспеченные. Стоимость нового катера в Саратове колеблется в пределах 1–4 млн. руб. Ежегодный налог на быстроходное имущество достигает 20–30 тыс. руб. Впрочем, охотников платить налоги в этом секторе не больше, чем в других. И быстроходные катера без бортовых номеров на Волге не редкость. Отлов нарушителей «паспортного» режима на воде – одна из задач инспекторов ГИМС. Правда, по большей части речные патрули пока еще перемещаются со скоростью 40–60 км/час, а средняя скорость на Волге сейчас 80–85 км/час.

В целом в ГИМС вполне довольны ростом числа катеровладельцев на Волге. «Река умирает без судоходства. Суда перемешивают воду, не дают ей зарастать. В свое время рыбозаводчики провели эксперимент, установив в одном из прудов два мотора от катера, которые периодически запускали. Рыбы в результате оказалось больше именно в нем», – говорит руководитель инспекции. Влияние новых цен на топливо здесь также расценивают исключительно положительно – это советские суда могли просто сливать бензин в реку. «Сейчас топливо настолько дорогое удовольствие, что даже самые обеспеченные люди не позволяют себе этого», – говорят инспектора.

Довольны, как ни странно, и экологи. По мнению директора Саратовского центра содействия экологическим инициативам Андрея Пинчука, при нынешних темпах роста маломерного судоходства повод для беспокойства у контролирующих служб и общественности появится не раньше чем года через три: «В 1980-е много говорили о вреде, который маломерные суда наносят экологии. Экологи поднимали вопрос о размывании берегов и загрязнении воды. Но, честно говоря, я считаю, что это были спекуляции – на катера пытались переложить ответственность за загрязнения, в которых была повинна промышленность».

Новые катера – как маленькие яхты Абрамовича. В единственном на весь Саратов специализированном салоне, открывшемся два года назад, выставлено два таких – черно-белый, похожий на касатку, и бордово-белый, просто похожий на мечту. Они продаются прямо на специальной подставке с маленькими колесами. Укрыв лодку тентом и прикрепив подставку к какому-нибудь джипу, саратовцы сейчас перевозят свои катера на зимние квартиры. Такая трогательная забота неудивительна – стоимость только одного из выставленных в магазине экспонатов – 76 500 долл. По словам продавцов, это спортивные образцы, имеющие удобную каюту, биотуалет и отсек с микроволновой печью. В круизном варианте кают будет две и к ним приложатся практически все удобства.

Получится передвижной дом, только ипотечный кредит на такую завидную недвижимость вряд ли получишь. Вот моторы (от 30 до 200 тыс. руб.) вполне можно купить в кредит. В России производство двигателей практически остановлено. Впрочем, специалисты об этом и не жалеют – о советских моторах, говорят, хороших воспоминаний не осталось, а благодаря современным импортным катера способны преодолевать скоростной барьер в 100 км/час. Зато во многих российских городах с успехом производят катера. Только в Саратове насчитывается не меньше четырех фирм-производителей. По мнению специалистов одной из них, будущее катеростроения – за пластиком, природные особенности которого позволяют увеличить скорость судна процентов на 15–20. «Пластик хорош еще тем, что его можно аккуратно заделать. А если пробьешь алюминиевый катер, то заплата обязательно останется», – по секрету предупреждают продавцы катеров.

Предлагаемые цены – от 26 тыс. руб. и до 300 тыс. руб. «Многие начинают с самых простых катеров, и за счет бережного отношения постепенно доходят до самых лучших», – говорят продавцы. Не хочется даже думать о том, сколько лет займет такая гонка, но понять ее участников нетрудно: известно, что кто подружился с маленьким кораблем, не расстается с ним уже никогда.

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
935
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1011
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1091
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1923

Другие новости