0
1153
Газета НГ-Регионы Печатная версия

09.07.2007

Единство в однообразии

Тэги: субъекты


1 июля с.г. число субъектов РФ достигло 85 – вместо Камчатской области и Корякского автономного округа появился Камчатский край. Почти одновременно Госдума РФ приняла закон об образовании в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа Забайкальского края (это событие произойдет 1 марта 2008 года). Таким образом, скоро в России останется 83 региона вместо изначальных – на момент принятия действующей Конституции – 89.

Похоже, процесс укрупнения регионов завершает свою первую фазу – ликвидацию сложносоставных субъектов, не вписывающихся в эстетические вкусы чиновников, предпочитающих вертикальную симметрию и максимальное однообразие. Федеральный Центр планомерно изгоняет из федерации этнический компонент, что означает не просто постепенный фактический демонтаж федерализма – это крайне опасно в многоэтническом и многоконфессиональном российском обществе.

В стране еще остались два сложносоставных субъекта – Архангельская область (с Ненецким АО) и Тюменская область (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами), но с ними ситуация намного сложнее, чем с иными упраздненными малонаселенными и преимущественно депрессивными (а потому и легче поддающихся давлению) округами. Поэтому скорее всего в ближайшей перспективе и Тюменская, и Архангельская области будут существовать в нынешнем формате соглашений с округами по формуле «сохранение самостоятельности в обмен на деньги».

Проще говоря, если дальше и продолжить укрупнять, то почти неизбежно придется выходить за рамки сложносоставных субъектов. Скорее всего первыми «пострадавшими» могут оказаться те, кто ныне самостоятелен, но в советские годы был автономией внутри другого региона – Чукотка, Еврейская АО, Хакасия, Республика Алтай. Называются и иные направления объединений – к примеру, Костромская и Ярославская области, Краснодарский край и Адыгея.

Однако любые попытки объединения «полностью самостоятельных» (то есть не входящих в другие) субъектов приведут к неизбежным конфликтам. Потому что абсолютное их большинство существует достаточно давно, сложилась определенная несомненная региональная идентичность, сочетающаяся с интересами региональных элит – как политических, так и экономических. Можно, конечно, заставить объединиться более богатый Хабаровский край с депрессивной Еврейской АО или «вернуть» Чукотку Магаданской области, но на этом список возможных «относительно беспроблемных» объединений исчерпан. Так, в Республике Алтай настоятельные попытки полпредства стимулировать тему объединения с Алтайским краем уже вызвали целое движение в защиту сохранения республики. Попытки просто поднять тему объединения Адыгеи и Краснодарского края кончились массовыми акциями протеста и заявлениями адыгских российских и международных организаций с угрозой организации акций неповиновения.

Поскольку без конфликтов и скандалов продолжать процесс укрупнения не получится, а впереди парламентские и президентские выборы, новые скандалы под них никому не нужны, то, возможно, в ближайшее время никаких новых укрупнений не будет. Продолжится ли эта политика в новом электоральном цикле, будет зависеть от того, захочет ли следующий президент продолжать фактически унитарную политику.

Тем временем постепенно некоторые уже укрупненные территории, где разовыми подачками и обещаниями всего на свете «с три короба» (а также, вероятно, и откровенными фальсификациями) удалось добиться согласия на укрупнение, могут стать новыми очагами социальной нестабильности. Уже очевидно, что многого из обещанного бывшим субъектам никогда не будет.

Так, выборы Законодательного собрания первого укрупненного субъекта – Пермского края – уже показали интересную тенденцию. Прежде сверхлояльный различным партиям власти Коми-Пермяцкий округ продемонстрировал ярко выраженный всплеск протестного голосования. Здесь результат партии «Единая Россия» при символическом (учитывая затраченные ресурсы и незначительную межпартийную конкуренцию) увеличении общекраевого результата с 31,4 до 34,6% показал падение результатов партии на территории бывшего Коми-Пермяцкого АО с 46 до 34%. Налицо, с одной стороны, потеря управляемости данной территорией, а с другой – явное разочарование населения в невыполнении властью щедро раздаваемых перед укрупнением обещаний.

Нет пока никаких объективных оснований говорить о том, что для населения тех округов, которые утратили свой статус субъектов Федерации, жизнь в чем-то улучшилась. Скорее, может быть, даже наоборот, потому что очевидно, что очень многие потеряли в своем социальном статусе. Многие чиновники, которые раньше считались госслужащими, превращаются в муниципальных и теряют свой ранг, сокращаются очень многие службы, сокращаются зарплаты, льготы и так далее, начинается бегство кадров. Кроме того, данные территории потеряли возможность защиты своих интересов на уровне федерального парламента, которую они раньше имели, будучи одним из субъектов.

Таким образом, проект укрупнения российских регионов – пока, похоже, в первую очередь продукт пропаганд. Помимо великодержавной патетики нет никаких реальных, серьезных экономических аргументов, что лучше и проще иметь один субъект вместо двух. На гербе США, как известно, написано E pluribus unum – «Единство в многообразии». У нас же единство воспринимается исключительно как всеобщая серость и одинаковость.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org