0
11313
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

09.07.2007 00:00:00

Как побахорить с кацкарями

Тэги: мартыново, субэтнос, кацкари


мартыново, субэтнос, кацкари Плетень и деревянная изба для некоторых россиян сегодня такая же экзотика, как хижины папуасов.

Неподалеку от волжского городка Мышкин, славного своими уникальными музеями, находится Кацкий стан – территория самостоятельного субэтноса – кацкарей. Живут они по реке Кадке в 80 селах и деревнях с самых древних времен. Благодаря учителю Сергею Темняткину после советского забвения кацкари вновь обрели свою идентичность.

Имя свое субэтнос получил от названия реки – Кадка. По легенде, во время нападения на Русь монголотатар все, кто вышел сражаться с ними, погибли. Хоронить павших было некому, и от разложившихся воды реки наполнились трупным ядом. Оставшихся в живых спас мужик, который нашел в русле реки родник и посадил на него кадушку. Когда вычерпали ядовитую воду, кадушка наполнилась чистой ключевой водой. Так родился призыв «Пошли на кадку!», появилось название реки и субэтноса.

Соседей кацкари именуют не иначе как «заволосные», что означает живущие «за волостью нашей». Оживший кацкий диалект русского языка сегодня доводит до слез и смеха любого гостя деревни Мартыново. Когда кацкари бахорят (говорят) по-кацки, то «заволосные» их не всегда могут понять. Например, вместо обращения «дамы» и «господа» в Кацком стане вас очень вежливо могут назвать дураком или дурой – такой здесь диалект. Речь простого кацкаря выражает состояние души деревенского человека. В городе скажут: «Я купил колбасы», а здесь: «Я обызъянился колбасой»: от слова изъян, то есть напрасная трата, ущерб.

Кацкий диалект выжил, хотя после отмены крепостного права чуть ли не половина кацкарей подались в города. Кацкари окают (в первом предударном слоге «а» довольно-таки часто произносится как полное «о»: робота, зобота, боран, стокан, торелка), ёкают (ты знаёшь, полё, морё, подпольё, вареньё), у них свои синтаксис и орфография, свои глаголы и существительные.

Сергей Темняткин ≈ один из немногих, кто старается сохранить крестьянскую культуру. Он пришел работать в родную Мартыновскую школу учителем русского языка и литературы. Здесь проснулось в Сергее «кацкарство» – он буквально вгрызся в изучение истории родного края. В 1992 году начал выпускать газету «Кацкая летопись». Сегодня это уже иллюстрированный журнал краеведческой направленности, который расходится в 80 населенных пунктах.

В 1999 году краеведами был создан клуб «Кацкая летопись», который создал этнографический музей и реализовал весь проект. От маленькой выставки в крошечной комнатушке при школе музей сегодня разросся до четырех деревенских домов. В одном из них – этнографической избе с арбаном (по-кацки – амбар) и кацким огородом – сегодня собраны предметы крестьянской жизни Кацкого стана XIX–XX веков. В двух других домах – избах-трапезных – для туристов идут интерактивные программы: здесь разыгрывают представления на кацком диалекте, кормят томленой в печке картошкой с топленым молоком, угощают деревенскими щами и пирогами. Вся экскурсия-погружение в крестьянский быт, интерактивная программа и еда обходятся гостю не дороже 150 руб.

«Многие гости смотрят на кацкарей с огромным удивлением. «В Москве вырастают целые поколения людей, которые ни разу в деревне не были, – делится впечатлениями Сергей Темняткин. – Приезжают к нам даже пенсионеры, ни разу не бывавшие в сельской местности. Одна бабушка-москвичка здесь впервые в жизни увидела умывальник. И они воспринимают нас как каких-то папуасов из Новой Гвинеи». На гостей действует ландшафт – они глазам своим не верят, что в Мартыново на 80 домов нет ни одного коттеджа, все дома одноэтажные. Здесь чисто, почти нет транспорта, нигде не играет магнитофон, вместо него поют птицы.

Мартыново – деревня с сильным общинным укладом, и приток туристов на нее плохо не повлиял. Наоборот, все почувствовали себя еще в большей степени кацкарями. Очень здорово поддерживает «феномен кацкарства» общие способы ведения домашнего хозяйства и быта. У кацкарей свой уклад, люди советуются друг с другом, что-то бабушки подсказывают. Чем они отличаются? На подворьях кацкарей вешают иконы для скотины или лапоть могут подвесить, чтобы не болели курицы, а для увеличения яйценоскости в красном шерстяном мешке в курятнике подвешивают настоящее яйцо. Другая традиция – доить коров только с правой стороны. Она считается у кацкарей «своей», тогда как левая – «чужой», надои меньше будут.

Поддерживает дух единые мифы и фольклор. Кацкий стан, убеждены жители, только отчасти заселен людьми; другая его часть – нечистая сила всех категорий и мастей. В мифологии присутствуют сразу несколько персонажей. Один из самых старинных – демон Чугрей. Как кто что-то из запретов нарушит – вмиг закрутит в вихре мужика да унесет невесть куда. Еще один герой, Палучато, – огненный летающий Уж, приносящий богатство. Ему принято ставить на подоконнике блюдце с молоком. В большом почете у кацкарей Белая корова – символ солнца. Кацкари говорят, что тепло и свет, радость и достаток, да и сама жизнь – все это дары Белой коровы – солнца.

В музее у Сергея Темняткина сейчас работают 11 человек. Еще около 60 местных жителей продают ему картошку, молоко; а приезжим – масло, сметану, мед, клюкву; корзины плетут, делают из разнообразных материалов ужей Палучато и Белых коров, шьют кацких кукол. Так идентичность стала основой для создания с нуля «градообразующего предприятия».

Мартыново в день принимает от 2 до 11 туристических автобусов. Сезонность интереса туриста в Мартынове практически не замечается – сюда за краткой возможностью окунуться в крестьянскую историю великой России едут как зимой, так и летом. Впереди у музея грандиозные планы – открыть в здании школы постройки 1913 года школу кацкой грамоты. «Кацкой грамоте будем учить как своих, так и «заволосных», – говорит Сергей Темняткин. – Для них готовим живые уроки нашего диалекта в рамках программы изучения русского языка. Занятия будем проводить за партами с откидными крышками – как это было в императорской России». Следующий этап – открытие гостиницы на 50 мест, чтобы турист мог заночевать в не тронутой цивилизацией кацкой деревне.

Ярославль


Предметы крестьянской жизни XIX–XX веков местные жители передавали клубу в подарок.

В избах-трапезных гостей погружают в сельский быт – кормят приготовленными в печи щами и пирогами.
Фото из архива музея кацкарей

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
797
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1051
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
842
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
684

Другие новости