0
3132
Газета НГ-Регионы Печатная версия

03.09.2007

Там, где был и есть Китеж-град

Тэги: китеж


китеж На языческий столб ребятишки повязывают ленточки «на счастье».
Фото автора

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже, символе рая, который ушел под воду и призван оставаться невидимым вплоть до Христова пришествия. Кто-то, кто во второе пришествие не верит, считает, что озеро – вход в Шамбалу. Другие убеждены, что это древнее языческое капище, место силы, каких немного на Земле. А многие приезжают сюда просто покупаться. Сельпо ритуальных услуг Подход к Светлояру предваряет березовая аллея и стенд с объявлением, как нужно себя вести на озере. «Просим вас воздержаться от распития спиртных напитков и сквернословия. Мир вашей душе!». Объявления в этих местах читать вообще увлекательно. Например, на стене сельпо в ближайшем к озеру селе Владимирском: «Магазин оказывает услуги: транспортные, ритуальные, дробление зерна, сепарирование молока, заготовки, сбор заявок на изготовление тортов и кондитерских изделий┘». Рядом – предложения о скупке сушеных лисичек по 35 руб. за кг, а также информация о том, что каждый вторник и четвертый четверг месяца в магазине принимает парикмахер. Сегодня жара, суббота – и к озеру уже шествует целая колонна людей. В прежние времена, совершая паломничество к Светлояру, все женщины были в черных, глухо повязанных платках, а мужчины шли в рубахах да с окладистыми бородами. Костюм современных «паломников» – плавки, купальники, панамки. В руках – пляжные сумки и надувные матрацы. Местные рассказывают, что несколько лет назад сюда приехала из Нижнего одна учительница со своим классом, фотографировала, как водится, озеро, а потом напечатала снимки – и глазам не поверила: на одном из них прямо из водной глади выходила маковка деревянной церкви. Говорят еще, в иные дни, стоя на берегу озера, можно слышать звон колоколов, раздающихся со дна. Но теперь, летом, в хорошую погоду да в выходные здесь слышен только людской галдеж. Вода у берега взбаламучена настолько, что кажется: будь на дне и впрямь град Китеж – обязательно всплыл бы в пене. Говорят, первым человеком, который рискнул искупаться в Светлояре, был писатель Владимир Короленко. Старожилы с тревогой наблюдали за ним с берега: выплывет ли? Короленко не утонул. Значит, хороший человек, заключили мужики. Однако последователей у Короленко нашлось немного.
Еще полвека назад заходить в воды Светлояра считалось кощунством. Народ смиренно вставал перед святым озером на колени и на коленях же, с молитвами обходил его девять раз. Сейчас приезжие тоже считают своим долгом обойти озеро – хотя бы по разу, обычным пешим ходом и по специально проложенным деревянным мосткам. Внутренний свет вместо электрического После церковного раскола в XVII веке в селе Владимирском и в деревнях вокруг озера стали селиться староверы. А теперь из разных городов России сюда приезжают жить представители разных религиозных и околорелигиозных течений. Но таковых все-таки единицы. Главные обитатели летом здесь – досужие туристы да дачники. А зимой это место почти вымирает. «Здесь могут жить только те, кому чужды материальные ценности и кто готов поплатиться уютом ряди чего-то большего, – рассказывает экскурсовод местного краеведческого музея Ирина Медведева. – Многие не выдерживают, уезжают обратно. Здесь непросто, часто отключается свет, а без электричества у нас даже воды нет». Сама Ирина переехала сюда из Дзержинска около пяти лет назад. Говорит, даже решения принимать не пришлось, все само собой получилось: «Светлояр – это собирательный образ того света, к которому стремится человек». В этих местах, говорят жители, яблоки толком не поспевают и пшеница не вызревает – север. Занятий для обитателей окрестных деревень не густо. Кто-то перенимает ремесла предков. Глина, например, здесь хорошая, как раз для лепки. Местному мастеру Евгению Саванину достался по наследству гончарный круг. Старый, неудобный, ручной. Но Саванин его освоил. Так что теперь промышляет гончарным ремеслом. А художник Лев Крашенинников мастерит резные картины – барельефы из дерева. Его «Сокрытый град Китеж», утверждают во Владимирском, эмоционально перекликается с работой Рериха, тоже посвященной священному граду. Рерих с его Агни-йогой вообще здесь культовая фигура. Есть во Владимирском и рериховский центр «Сантана». В паре километров от озера разбили лагерь последователи Шри Ауробиндо, основателя другой разновидности йоги – интегральной. Эзотерики вообще любят приезжать сюда и проводить в этих местах свои семинары, одновременно «питаясь» энергетикой озера. Священную липу и трактор не тронет Продукция местных ремесленников продается в специально открытом год назад Центре развития нижегородского Заволжья. Расположен он в обычной старой избе. Разве только вывеска – новая, изразцовая. На лестнице девушка в сарафане вытирает пол супервпитывающей шваброй. Оказывается, это местный экскурсовод Наташа. Фамилию свою она называть отказывается, стесняется, «ведь в газете напишете», а она работает здесь недолго и не чувствует себя достаточно компетентной. Вокруг ее подола вертится годовалая девочка в платьице и не переставая хнычет. В конце концов Наташа не выдерживает, садится на лавку, дает дочке грудь и продолжает экскурсию уже в позе Мадонны. Она рассказывает, что эти места – исконная территория марийцев, язычников, почитавших природные объекты. Священные рощи и деревья здесь сохранились до сих пор. Наташа указывает на фотографию такой липы на стене – раскидистое дерево посреди поля. Даже в советские времена, распахивая поле, механизаторы старались не тронуть ни единой ветки дерева. «Чтобы определить место положения такого культового дерева или рощи, староста общины обычно ложился спать под открытым небом и получал тайные знания из своих снов», – объясняет Наташа. Первые жители вокруг озера начали селиться еще шесть тысяч лет назад. А в райцентре Воскресенское, среди экспонатов краеведческого музея, говорит она, есть очень древний шарик, о предназначении которого до сих пор гадают специалисты. Вода портится даже от мыслей и слов Туристов местные жители не любят. Потому что их много, они мусорят и, главное, портят само озеро. Единственная туристская лавочка, которую удалось отыскать во всей округе, находится в краеведческом музее. Здесь продаются буклеты о Светлояре, колокольчики, глиняные ангелочки, подушки из можжевельника, диски с музыкой для медитаций и лекцией учителя Шалвы Аминашвили о смысле жизни. Здесь же можно купить и книгу «Лица» воды» Эмото Масару – японского исследователя, фотографирующего замороженные кристаллы воды. Как явствует из брошюры, вода обладает магическими свойствами, но портится от воздействия человека: мобильных телефонов, СВЧ-печей и даже слов и мыслей┘ Тоже своеобразное послание туристам. «Нет, вы представляете, что стало с озером?» – вздыхает продавщица. Года три назад правительство Нижегородской области заявило о намерении добиться «запрета на бесконтрольное купание» в легендарном водоеме, чтобы снизить «антропогенную нагрузку» на Светлояр. Хотели соорудить рядом с озером православную купальню и разрешать окунаться только в нее. Таких купален вокруг водоема теперь две, а запретить доступ к самому озеру власти так и не решились. «Поток посетителей остановить невозможно. Ведь среди приезжающих есть такие, которые с открытым сердцем стремятся приобщиться к духовному источнику святой воды», – считает директор заповедника «Светлояр» Алексей Гроза. От лемурийцев до Ильи Муромца «Обязательно сходите на Кибелек, – говорят здесь приезжим старожилы. – Очень сильное место».


Эти загадочные безымянные могилы местные жители охраняют особо. Может, тут похоронены доисторические чародеи?

Приезжие считают своим долгом обойти озеро хотя бы разок.

Кибелек – источник километрах в пяти от озера, дающий начало одноименной речке. Идти туда далеко и трудно, а обратно – легко и быстро. Рядом с ключом находятся три загадочные безымянные могилы, бережно охраняемые жителями с самых древних времен. Говорят, здесь похоронены не то некие доисторические чародеи, вроде лемурийцев (предшественников атлантов), не то старцы, жившие в самом Китеже, не то богатыри, вышедшие на его защиту (уж не Илья ли Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович?). Легенды об этих местах вообще рождаются одна удивительнее другой. Хотя самая известная и официально признанная – будто град Китеж был построен святым князем Георгием, спасавшимся со своим войском от Батыя. Князь погиб, и город ушел под воду, чтобы не сдаться вражеским ордам. В конце 60-х дно озера даже исследовала специальная научная экспедиция. В грунте под слоем ила ученые обнаружили слой полужидкой глины с деревянной щепой. Анализ щепы показал, что, не исключено, она обработана человеком. Получалось, на дне действительно мог быть погребен древний город? Однако пять лет назад учеными были проведены глубокие взятия грунта. И признаков древних поселений человека в этих пробах исследователям выявить так и не удалось. Впрочем, по другой версии, Китеж – это метафора, град духовный, символ старой веры и утраченного благочестия. Автор этой теории – нижегородский инженер и потомок староверов Василий Комлев. Он утверждает, что легенду про Китеж придумали старообрядцы (она действительно всплыла именно в XVII веке). И под князем Георгием подразумевается царевич Михаил, первенец Алексея Михайловича Тишайшего, не принявший раскола и отказавшийся креститься по-новому. Вся информация о его существовании будто бы была вымарана из архивов и строго засекречена царскими властями. «Я случайно узнал, что существует легенда о царе-старообрядце. И занялся поисками ее следов», – рассказал инженер. Как утверждает Комлев, Михаил скрывался от преследования в глухих лесах около Светлояра. К нему-то, царю своему, и стекались сторонники старой веры со всех концов страны. Но в конце концов его убежище было раскрыто. И чтобы не сдаться и не принять позорной смерти, Михаил совершил акт самосожжения. А вот современные сторонники язычества к версии Комлева относятся весьма иронично. Они утверждают, что под землю в этом месте ушла марийская чудь. Будто, когда идолопоклонников стали выгонять христиане, чародеи-шаманы заживо погребли себя на берегу своего священного озера. Хотя, по сути, все эти легенды об одном и том же, пусть их приверженцы и никогда не примирятся между собой. Зато их объединяет эллипсовидное озеро с удивительно ровными берегами и сладкой на вкус водой. Светлояр, даже до пены взбаламученный купальщиками, и сейчас хранит свои тайны. Нижний Новгород


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Во время Армагеддона

Во время Армагеддона

Сергей Бирюков

О неуловимо оскорбительной экстравагантности прозы Вадима Месяца

0
1366

Другие новости

Загрузка...
24smi.org