0
1705
Газета Non-fiction Интернет-версия

04.12.2008 00:00:00

Шолохов без утайки

Тэги: шолохов, рассказы, васильев


шолохов, рассказы, васильев Тихий Дон хранит еще много тайн...
Лев Лагорио. "Устье реки Дона". Вторая половина XIX века

Михаил Шолохов. Донские рассказы/ Подг. текста, вст. статья, комм. В.В.Васильева. – М.: Моск. гос. гуманитарный ун-т им. М.А.Шолохова, 2008. – 488 с. (Донская литература).

Шолоховедение в его академическом изводе остается болевой точкой современного литературоведения. Не буду погружаться в аналитические обзоры, обопрусь на свои вполне доброжелательные многолетние наблюдения: единственным, на мой взгляд, беспристрастным ученым, занимающимся наследием Шолохова, пока остается лишь Владимир Васильевич Васильев.

Почему так сложило, не знаю. Почему Шолохов в советское время был глянцевым классиком, а в посткоммунистические времена стал хоругвью псевдосоветской литбомжатины, разбираться не буду. Печально, что во всей этой суете улетало главное: слово Шолохова, его музыка, его жизнь.

Владимир Васильев не то что знает – он ощущает, он существует в том, о чем пишет. Книга называется внешне скромно, привычно: «Донские рассказы», но под ее переплетом впервые собраны все ранние произведения писателя 1923–1927 годов: две повести – «Путь-дороженька» и «Батраки», 23 рассказа, а также фельетоны и пьеса-шутка «Необыкновенный день», написанная пятнадцатилетним автором для сцены и не предназначавшаяся им для печати. Но это автор не предназначал для печати, и вообще сохранилась она только в сделанной по памяти записи суфлера самодеятельного театра станицы Каргинской Зыкова. Васильев, представивший этой книгой, по сути, первый том академического издания сочинений Шолохова, относится к названному произведению будущего лауреата Нобелевской и многих других премий, как и положено относиться к любому творению выдающегося мастера слова – с пристальным вниманием.

Обширные, занимающие четверть объема книги комментарии. Объемная вступительная статья, имеющая самостоятельный вес. Васильев, разумеется, прекрасно знающий об окололитературных нагромождениях вокруг Шолохова, с олимпийским достоинством рассказывает о поистине драматической истории раннего детства Шолохова, который до восьми лет именовался Михаилом Стефановичем Кузнецовым, поскольку его мать, Анастасия Даниловна, не была разведена с первым мужем┘

Это как в медицине: подобное лечится подобным. Вам мало магии «Тихого Дона» и «Поднятой целины», вы хотите клубнички?! Клубнички не будет, но историю человеческих взаимоотношений и столкновений, перелитых затем в коллизии литературных шедевров, вам расскажут без утайки. Это подлинная история литературы, без которой мы, к сожалению, провели почти весь ХХ век.

С выходом книги «Донские рассказы», по моему убеждению, начинается новый этап шолоховедения. Теперь, надеюсь, ранний Шолохов будет печататься (а значит, и читаться) с опорой на эту книгу.

* * *

Когда эта рецензия готовилась к печати, произошло горестное событие: на 65-м году жизни после тяжёлой болезни Владимир Васильев скончался. Склоняя голову перед памятью учёного, хочется верить, что его дело продолжат такие же въедливые и самоотверженные ученики-шолоховеды, каким он был сам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1203
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
614
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3323
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2608

Другие новости