0
2845
Газета Non-fiction Интернет-версия

09.04.2015 00:01:00

Российский Вазари

Тэги: искусство, передвижники, тургенев, карл брюллов, василий перов


искусство, передвижники, тургенев, карл брюллов, василий перов Эту картину Рамазанов не осудил бы. Василий Перов. Последний кабак у заставы. 1868. ГТГ

Николай Рамазанов. Материалы для истории художеств в России. Статьи и воспоминания / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. Н.С. Беляев, науч. ред. Г.В. Бахарева. – СПб.: БАН, 2014. – 784 с.

Больше всего меня изумил в этом замечательном сборнике, в котором газетные и журнальные статьи Николая Рамазанова (1817–1867) чередуются с его воспоминаниями и очерками о художниках, – тираж. Угадайте, какой? 100. Думаю, что его разобрали бы за одну минуту и потребовали бы нового. Но может быть, вся хитрость и состоит в том, чтобы одарить этой уникальной книжкой только избранных, удалившихся, по слову Брюсова, «в катакомбы, в пустыни, в пещеры»?

Невероятный «восточный» темперамент Николая Александровича – скульптора, преподавателя, газетчика, историка искусства, чьи предки, по его словам, были вывезены из Персии еще при Екатерине II (внучка пишет о его татарском происхождении) и чьи родители были известными петербургскими актерами, – просто зашкаливает. Прорывается в байках и анекдотах, которыми пересыпаны все его «серьезные» воспоминания и биографии художников из монографии «Материалы для истории художеств в России» (1863), вошедшей в сборник. К примеру, в такой сугубо специальной и мрачной по теме статье, как «Маски с умерших» (из раздела «Смесь»), помещены воспоминания о том, как Рамазанов снимал маску с Гоголя, который сначала не показался ему мертвым: «Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз породили во мне мысль о летаргическом сне»...

А каков он в полемике. Да не абы с кем, а с самим Владимиром Стасовым, с которым еще Иван Тургенев советовал не спорить (Стихотворение в прозе «С кем спорить…»). Тургенев тут появился не случайно. Коллизия «отцов» и «детей», спора тех, кто отстаивает «академические» темы и вкусы, все «высокое и прекрасное», с теми, кто предпочитает реальную «чернуху», как мы бы сейчас выразились, неприглаженные сцены простонародной жизни, – живой нерв многих журналистских выступлений Рамазанова. Спор (в частности, со Стасовым) идет о жанровых картинах, в которых новые художники (впоследствии названные передвижниками) выражали новые идеи и новые художественные пристрастия.

Передвижники и их глашатай Стасов в этом споре победили. Но сейчас, по прошествии многих лет, нельзя не признать, что своя правда была и у «отцов». Рамазанов призывал отдавать должное академическому прошлому. Ведь жанровая картина, как напоминает автор, появилась еще в недрах Академии и расцвела в творчестве Венецианова и Федотова (правда, заметим от себя, не слишком-то обласканных Академией). Рамазанов проникновенно пишет о «Вдовушке» Федотова. Вообще надо сказать, что его художественные анализы глубоки и точны, потому что автор совмещает в себе историка искусства и художника, знающего живопись изнутри. И это делает его обзоры давно прошедших московских и петербургских выставок чтением весьма интересным.

Спор идет не просто об отдельных художниках – Василии Перове, Николае Невреве, которые, кстати, учились в Московском училище живописи и ваяния, где сам Рамазанов долгие годы преподавал. (Есть у него помещенная все в той же «Смеси» ироническая заметка, как он выдавал студенту Перову некую записку для знакомого станового пристава, чтобы тот защитил его во время натурных штудий в селе от подозрительности крестьян.)

Спор идет о самой сути живописи. О ее назначении в обществе. «Нас уверяют, что будто это личное сатирическое настроение, – отнюдь нет… это есть направление, общее всем жанристам, направление, отличающееся каким-то полицейским характером и заставляющее их, подобно сыщикам, обнаруживать перед обществом скандальные, возмущающие душу сцены». Кстати говоря, такую же характеристику можно было бы дать и многим российским художникам перестроечной поры с их душераздирающей «чернухой». В России все повторяется. И в связи с этим нельзя не признать, что некоторую утрировку и карикатурность в таких работах Перова, как «Отрекшийся от мира» (мы ее знаем как «Чаепитие в Мытищах»), Рамазанов подмечает вполне справедливо. Он советует автору разнообразить работы комическими элементами и тщательнее разрабатывать сюжет. В самом деле, многие картины Перова сейчас хочется назвать «ужастиками», такое в них нагнетание социально негативного. Но вот в «Последнем кабаке у заставы» (1868) ничего этого нет. Живописное мастерство и «тенденция» растворились друг в друге, горестное чувство одиночества передано в смазанных пятнах краски, в заброшенности ночного зимнего пейзажа, в тускло светящихся окошках кабака… Картина уже не только с социальным, но и с глубоким метафизическим подтекстом. Думаю, что и Рамазанову эта работа зрелого Перова должна была бы прийтись по душе. Но он ее уже не застал.

В книге Рамазанова, пожалуй, самое ценное – воспоминания о предшествующем поколении академических художников, составивших славу русского искусства, – Карле Брюллове, Александре Иванове, Оресте Кипренском, Василии Тропинине. А также замечательные очерки академического быта, запечатлевшие самые разные грани жизни выпускников Академии. От рассказа о «посторонних учениках», живших вне ее стен в чердачных помещениях, похожих на «ласточкины гнезда» (как живут порой и нынешние художники), до забавных историй об академических натурщиках, которые разделяли с художниками не только невзгоды, но и славу получения вожделенной большой золотой медали, дававшей право на поездку в Италию.

Вот тут и нужно сказать главное. Николай Рамазанов – артист в самом широком смысле слова. Недаром он без конца сожалеет о том, что в Академии художеств в ходе реформ 30-х годов перестали изучать общеобразовательные предметы. Он-то сам предстоит в своих писаниях человеком высокой и многогранной культуры, музыкантом и танцором, умеющим и вирши сложить «на случай» (они представлены в сборнике), в целом личностью независимой и гордой.

Опубликованные в конце сборника автобиографические материалы («Русский художник за границей в сороковых годах»), впервые появившиеся в печати уже после смерти мастера, блеском и артистизмом мне живо напомнили книгу молодого Стендаля об Италии («Рим. Неаполь. Флоренция», 1817). И там и тут житейские впечатления перебиваются впечатлениями о театре и живописи, а итальянский характер сравнивался у Стендаля с французским, а у Рамазанова – с русским.

На страницах этих дневниковых заметок мы встретим и Ференца Листа, с которым Рамазанов ведет живой разговор в немецком ресторане, и Оноре де Бальзака – попутчика Рамазанова в дилижансе, направляющемся из Петербурга в Европу. Штрихи к портрету Бальзака – по живости и яркости из лучшего, что я читала о французском писателе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1225
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
625
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3371
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2645

Другие новости