0
2651
Газета Non-fiction Интернет-версия

01.12.2016 00:01:00

Мы – самая пишущая страна

Тэги: интервью, дмитрий быков, русофилы, либералы, политика, сми, виктор ерофеев, фэнтези, бестселлер, николай рубцов, россия


161201-7-4-T.jpg
Игорь Панин. 101 разговор с Игорем
Паниным.
– М: У Никитских ворот, 2016. – 460 с.

Когда Игорь Панин на протяжении ряда лет публиковал на своей страничке на www.livejournal.ru интервью, которые он брал у писателей, деятелей культуры и даже политиков, это было довольно познавательно. Но ведь не все регулярно читают социальные сети, да и не всегда наткнешься в ленте на то, что хотел бы увидеть. Все знали, что Панин частенько берет интервью, работая в разных изданиях, но об истинных масштабах его деятельности в этом жанре четкого представления не было. Оказывается, количество таких бесед давно перевалило за сотню. Только в этой книге – 101 опубликованная в СМИ беседа, а на своей странице в Facebook Панин признается: «Собственно, эта книга могла бы называться и «111 разговоров», и «121», да хоть «151». Многое сюда не вошло, иначе пришлось бы выпускать двухтомник…»

Остается только позавидовать работоспособности автора. Конечно, подобные сборники бесед не редкость на книжном рынке. Их выпускали, к примеру, и Дмитрий Быков, и Захар Прилепин, только гораздо меньшего объема. В книге Панина – 460 страниц плотного убористого текста с маленькими полусантиметровыми полями. Но даже так не удалось полностью втиснуть туда 101 интервью: некоторые даны в сокращении. Вообще нужно отметить одну тенденцию. Жанр интервью вышел в ХХI веке на новый уровень. Раньше трудно было себе представить поэта или прозаика, который берет столько интервью у других авторов. А сейчас это норма. И работают в этом жанре порой довольно успешные авторы, как те же Быков и Прилепин. В результате получается не просто интервью в стиле «Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах», а живой диалог авторов, понимающих друг друга с полуслова, а порой даже спорящих. В книге Панина все это есть. Он, будучи отличным поэтом, тонко чувствует слово и знает, когда и в каком контексте оно должно быть произнесено.

Ну и состав собеседников, конечно, внушительный. Тут вам и патриоты (Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов), и либералы (Александр Кабаков, Виктор Ерофеев, Дмитрий Глуховский), и писатели с периферии, не очень знакомые широкой публике, но от этого не менее интересные, а также те, кого уже сейчас принято относить к классикам: Валентин Распутин, Юрий Бондарев, Евгений Рейн. А сколько еще здесь любопытных лиц – будь то Людмила Дербина, поэтесса и гражданская жена Николая Рубцова, когда-то осужденная за его убийство, или автор фэнтези-бестселлера «Волкодав» Мария Семенова. Панин, кажется, почти объял необъятное, умудрившись собрать в одной книге столько значительных и таких различных между собой людей. Казалось бы, какое отношение имеет к литературе вице-премьер Дмитрий Рогозин, интервью с которым вы также обнаружите под обложкой? Панин в своем предисловии сообщает, что сюда вошли беседы с теми, кто является автором книг или статей. «Мы, может, уже не самая читающая страна, но самая пишущая – точно», – заключает он.

161201-7-5-T.jpg
Трудно представить Пущина, берущего
интервью у Пушкина. Николай Ге.
Пушкин в селе Михайловском. 1875.
Харьковский художественный музей

И надо сказать, беседа с Рогозиным не выпадает из общего ряда. Напротив – она интересна. Как интересен и этот немаленький том в целом. Из книги мы узнаем, что известный историк моды Александр Васильев считает себя патриотом и славянофилом, поражаемся словам упомянутой выше Людмилы Дербиной, утверждающей теперь, что она не убивала Рубцова. Мы понимаем, за что был застрелен Олесь Бузина, читая его мнение о русофобии на Украине, изумляемся русофильству израильского публициста и общественника Авигдора Эскина, который ратует за усиление «русского фактора» в России. Здесь не только о русской литературе – тут разговор о России как таковой. Здесь, конечно, и о политике, потому что литературу от нее сейчас трудно отделить. И очень часто бывает так, что менее известный и раскрученный писатель ведет диалог интереснее, чем «литературная звезда». Благодаря этому узнаешь новых авторов, знакомишься с их воззрениями, хочешь прочесть их книги.

Нужно отдать должное Панину – он умеет разговорить собеседника и завести его с полоборота. Да и сам он великолепно отвечает на вопросы (в книгу вошли пять интервью, где уже Панину задают вопросы писатели). Но есть и плохие новости. Панин заявил, что «смертельно устал» от интервью, и закрывает для себя эту тему навсегда. Время покажет, насколько сбудутся его слова. Но неплохо хотя бы то, что перед «уходом из жанра» он все-таки выпустил эту книгу. Я лично прочитал ее с интересом. Чего и вам советую сделать.          


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1841
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
883
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4435
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3451

Другие новости