0
3747
Газета Non-fiction Интернет-версия

26.01.2017 00:01:00

Хромосом не хватает

Тэги: искусство, графика, алкоголики, юз алешковский, антология, кремль, дзержинский, советский союз, пушкин, гоголь, брежнев


рисунок
Классические советские «мемы»:
«Березка», авоська, алкаш...
Иллюстрация из книги 

Иллюстрирование книг культовых авторов – дело небезопасное и тонкое. И не только потому, что нужно держать планку и не опозориться, поместив рядом с великолепным текстом недостойные его рисунки. Не только потому, что нужно верно уловить настроение, технически и по стилю попасть в тон прозе. Этого мало. В тонкой эстетической симфонии «книги художника» есть и этический момент: художнику вдобавок важно не перестараться, чересчур не выпятить визуальную часть, выдержав меру уважения и скромности по отношению к иллюстрируемому автору. В общем, чтобы рисунки стали аккуратным продолжением, дополнением, «доосмысливанием».

Художнику Андрею Алексеенко, иллюстрировавшему повесть Юза Алешковского «Маскировка» с помощью его виртуозной графики, включающей элементы скетча, плаката, карикатуры, отлично удалось показать брежневскую эпоху конца 80-х, переданную в остро сатиричном сказовом гротескном тексте Алешковского – рассказе алкоголика, который мрачную советскую действительность представляет как маскировку от агентов зарубежных служб. По большей части маскируются алкоголизмом, который отражается на потомстве: «Запоздалое развитие, замедленные реакции, негативизм, рахит, хромосом каких-то не хватает... Рекорд Тетерин поставил. У евонного Игорька два языка, и оба говорящие».


книга
Юз Алешковский.
Маскировка
– М.: Пробел-2000, 2016.
– 84 с.: ил.

В отражении безысходного быта – пьющих на скамейке мужиков, двуязыкого Игорька, суровых ментов, парящих над всем этим ракет (ради которых вся маскировка осуществляется) – Алексеенко попадает в цель и с выбором черно-белой графики (для цветного колорита как бы «хромосом не хватает»), и с неудобным, колючим рисунком тушью, передающим динамику фигур, равно как и пародийным сочетанием в иллюстрациях советских «мемов» и онтологических символов. На одной – Кремль, солнце, марширующий солдат и фургончик «Филе трески», на другой – пионеры, ракета, пьющий алкаш и купола церквей, на третьей – луна, ракета, церковь и герой, совокупляющийся с Дуськой возле памятника Дзержинскому.

Эта порой силуэтная, теневая графика, когда часть фигур угадывается лишь по пропорциям, эта скетчевость и карикатурность приближает иллюстрации к традициям авторского сатирического рисунка, которым увлекались Пушкин и Гоголь. То есть, по сути, можно представить, что главная задача, которую художник поставил, – передать героев так, как бы их увидел сам Юз Алешковский. И конечно, Андрей Алексеенко, не забывая, что работает с текстом, пестрящим мастерской обсценной лексикой, вносит свою лепту, иллюстрируя несколько скабрезных сцен (несомненно, книга содержит гриф 18+), при этом опять же не переходя зыбкую грань, нарушив которую, можно низвести рисунки в разряд пошлости. Также формирует впечатление дизайн обложки (твердый черный переплет с портретом-оттиском Брежнева) и суперобложки (белой, как бы имитирующей маскхалат): если вторая подчеркивает эстетику, то первая демонстрирует удобство для повседневного чтения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1270
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
640
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3446
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2690

Другие новости