0
4333
Газета Non-fiction Интернет-версия

30.11.2017 00:01:00

Что нам делать с искусством?

Вера Чайковская

Об авторе: Вера Исааковна Чайковская – прозаик, художественный критик, историк искусства, кандидат философских наук.

Тэги: искусство, людвиг витгенштейн, философия, война, история, поэзия, петрарка, чернышевский, наука, сталин


искусство, людвиг витгенштейн, философия, война, история, поэзия, петрарка, чернышевский, наука, сталин Лев Жегин. Иллюстрация к драме Калидасы «Шакунтала». 1930-е. Иллюстрация из книги

Сергей Юрский недавно обозначил две особенности современного театра, ведущие в тупик. Он выделил засилье мюзиклов и представлений-хеппенингов. «Мюзиклизация» приводит, как ему представляется, к утрате зрителем воображения. А хеппенинги работают на исчезновение театральной специфики, необходимости высокого мастерства, умения преображаться и вживаться в другого…

Сходные беды, как мне кажется, и в живописи, где приходится отстаивать саму необходимость пластической изобразительности. Холст и краски уже «не в моде», человеческое лицо, веками привлекавшее творцов, исчезает. Технические эффекты, удивляющие обывателя визуальные трюки и те же хеппенинги – вот что бурно идет на смену.

Тем неожиданнее был для меня первый номер журнала «Собрание», в котором обсуждались именно гуманистические проблемы бытования искусства в современном мире. Журнал, посвященный искусству и культуре, какое-то время из-за отсутствия спонсора не выходил. И вот явился в несколько ином формате и с чуть измененной программой. Как явствует из редакционного предисловия, должны усилиться познавательный универсализм, диалог разнообразных сфер гуманитарного знания, визуальная культура в широком смысле. 

44-13-13.jpg
Собрание. Искусство и культура. № 1, 2017.

Особенно поражает визуальный ряд. Прежде запоминались интересные статьи, сейчас в первую очередь картинки, то бишь иллюстрации. Иллюстрации, где люди и их лица вовсе не исчезли, а предстают в каком-то неожиданном, Виктор Шкловский сказал бы, «остраненном» варианте. Как, положим, помещенная на обложке журнала «Голова-спираль» Павла Челищева (1951), где контур мужской головы опутан бесконечными спиралевидными «завихрениями».

В большой степени сохранению и новому прочтению «человеческого лица» способствует совмещение гуманитарных знаний, все та же заявленная редакцией «универсализация». Вот, к примеру, живая статья философа Вячеслава Шестакова, посвященная фотографии в творчестве английского, но родившегося в Австрии философа-логика Людвига Витгенштейна («Людвиг Витгенштейн: логика, эстетика, фотография»). Поразила воображение фотография, сделанная Витгенштейном, в ней он попытался соединить собственные черты с чертами трех своих сестер (1920-е годы). Их фотографии тоже приведены. Философ таким образом нащупывал некий визуальный аналог выдвинутому им понятию «семейное сходство». Может, и хорошо, что автор статьи не слишком углубляется в философический подтекст этого понятия. Фотографическое сопровождение гораздо увлекательнее словесного разъяснения. И не только этот «гибридный» снимок, где будто уловлены черты тех миллионов «семитов», женщин и мужчин, которые будут уничтожены во время вскоре начавшейся войны. Поразительны фотографии Витгенштейна, сделанные его учеником, и этого ученика, снятого философом в 1947 году. Оба философа, зрелый и молодой, тут тоже поражают неким «семейным сходством», невероятным ощущением человеческой значительности, физической красоты и затаенной глубины. Философское понятие, введенное Витгенштейном, расширяется, обнимая чуть ли не весь человеческий род, который, как мы помним, был создан «по образу и подобию Божию». То есть «семейное сходство» приводит нас к божественному творению и его творцу. И эти мысли вызывает не столько  сама статья, сколько эти «алогичные», живые, исполненные невероятной энергии фотографии.

Не менее интересен визуальный ряд в статье Сергея Кочкина «Шакунтала» Льва Жегина», написанной с большим знанием предмета, а местами с настоящим воодушевлением. И тут возникает смешение гуманитарных дисциплин, вызывающее «остранение». Сразу же вспоминается замечательная работа Льва Жегина по древнерусской перспективе. А вот живопись его известна гораздо меньше. В статье приводятся четыре его гуаши (две 30-х и две 50-х годов), которые останавливают на себе внимание какой-то загадочной глубиной. Возникает ощущение некой постоянной, не оставляющей автора на протяжении долгих лет мысли-образа. Гуаши иллюстрируют древнеиндийскую драму Калидасы «Шакунтала». Но и в этом случае визуальный ряд дает простор зрительскому воображению, мыслям и ассоциациям, не связанным с индийской драмой. Ведь и сам автор статьи не пытается отыскать в гуаши след индийской живописной традиции. Он сравнивает двух молодых героинь Жегина с сентиментальными двойными портретами кисти Владимира Боровиковского и Элизабет Виже-Лебрен с их милыми девичьими головками. Мне же чудится нечто вовсе не сентиментальное и как-то лично захватившее автора не только в драме Калидасы, но и в жизни, пришедшейся на сталинские времена. На гуашах изображены две «лесные девы», отшельницы, одетые в одежду «из коры». Впрочем, из коры она у Калидасы, в гуашах Жегина все «земные» материальные приметы как-то испаряются. Остается впечатление, что девы уже почти райские, а может, даже адские насельницы, если исходить из драматической изломанности их силуэтов, вихревого движения темных и светлых пятен гуаши вокруг них и почти полного «расподобления» конкретных черт лица и фигур в последнем, наиболее экспрессивном и трагическом листе. Тут скорее вспоминаются не милые девичьи портреты эпохи сентиментализма, а может быть, древнерусские фрески с их «надмирностью» и трагизмом. И еще мне почему-то припомнились послелагерные работы ученицы Фалька Евы Левиной-Розенгольц (конец 50–70-х), со схожим изломом кружащихся полубесплотных фигур. 

Необычен зрительный ряд и в статье Анны Чудецкой «Коллекция поэта Всеволода Некрасова», в 2012 году переданной в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Автор, давно знакомый с поэтом и его коллекцией, рассказывает нам их драматическую историю. Но и тут сами работы расширяют рамки добротной и подробной академической статьи, добавляя игрового блеска и парадоксальности.

Есть в номере материалы и более традиционные, но тоже важные и нужные для сохранения гуманитарной культуры. Можно, в сущности, перечислить всех его авторов от Дмитрия Швидковского с его рассказом об архитектурном шедевре Камерона в Царскосельском парке до Светланы Козловой, повествующей о том, как Петрарка «изобрел» пейзаж. Не банальны и проникнуты эмоциональным отношением «портреты» художников в статьях Анны Завьяловой «Маленькие стихотворения в прозе»: художник-гравер Иван Павлов» и Веры Калмыковой «Лев Саксонов: человек в открытом космосе». Все эти материалы выступают от лица «гуманистической» визуальной традиции в самом широком понимании. Словно бы свидетельствуют, что она жива. Пока? Еще? До каких пор?

Вот эти-то больные вопросы ставятся в двух проблемных статьях, открывающих журнал. Статья эстетика Олега Кривцуна «Мера человеческого в искусстве. Тезисы» несколько разочаровывает своей «академической» уклончивостью. Анализируя современное искусство, автор находит в нем как сильные, так и слабые стороны, рисуя образ какого-то нового гуманизма, утратившего незыблемые ценностные ориентиры и интерес к пластической традиции.

Главный редактор журнала Александр Якимович в статье «Понимать искусство», на мой взгляд, гораздо более решителен и боевит. Этот солидный академик РАХ как будто заново останавливается перед феноменом искусства и задает наивные вопросы. Хотя бы тот, что вынесен в заголовок моей статьи: что нам делать с искусством? Для Якимовича понимать искусство – «главное и важнейшее дело человеческого существа». Прочла эту фразу с восхищением, хотя в ней присутствует момент усиления. Для Николая Чернышевского, например, жизнь была выше искусства, и он призывал понимать и преобразовывать саму жизнь. Но это детали. Главное в статье, как сказали бы современные пламенные борцы со лженаукой, ее антинаучный пафос. Вернее, не боязнь бороться с застывшими научными догмами. Исследователь рассматривает несколько современных методов изучения искусства, таких, как неомарксизм или формальный метод, обращенный к стилистическому анализу. И делает вывод, что они вовсе не помогают понять смысл произведения. В лучшем случае они его классифицируют. Якимович делает радикальный вывод: в современной науке об искусстве «потерялось само искусство». И призывает улавливать в нем человеческую, «антропную» составляющую.   



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1701
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1761
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1433
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1202

Другие новости