0
1196
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

04.04.2008 00:00:00

Почувствуй себя Нероном

Тэги: выставка, баня


выставка, баня Чувство полного освобождения можно испытать не только в консерватории. «После баньки. Пятнадцать лет спустя. Ленинградская область, 1981 год. Агентство «Фотосоюз».
Фото Бориса Михалевкина

С древности у разных народов баня была местом очищения. И не только физического, но и духовного. Можно вспомнить русскую баньку по-черному: с открытым очагом и дымом, выходящим через дверь. Хлеща друг друга в парилке березовыми вениками, славяне изгоняли из тела злых духов. Роскошные термы – бани восточного типа с нагретым полом служили клубом, куда древние римляне приходили попариться и поделиться новостями. От римских терм произошла турецкая баня хамам, обогреваемая с помощью большого котла: пар от кипения воды подавался через отверстия в стенах. Помимо мытья в хамаме делают оздоровительный массаж. Финны, как известно, предпочитают баню на сухом пару – сауну. Экзотичны бани индейцев и японцев. У первых это конусообразный шалаш, внутри которого вырывают ямку для нагретых камней. В японской бане сэнто не существует парилки: после мытья люди отмокают в горячей воде в деревянных ваннах офуро.

Выставка «Иди в Баню», проект музея «Московский дом фотографии», получилась масштабной и, как следствие, разбросанной и беспорядочной. Порой непонятно, а что, собственно, организаторы взяли в качестве системы: профессиональный уровень или документальную ценность фотографий? По какому принципу они их расставили – по видам бань, по временным периодам или все-таки по именам фотографов? Временами казалось, что они без затей собрали все, что мало-мальски затрагивает тему омовения. Тем не менее даже в этом пестром калейдоскопе можно найти много редкого и любопытного. Вот фото неизвестного автора, датированное 1890 годом. Это точно фотографическая диковинка. На нем коренастые, низкорослые японки моются в упомянутой ванной офуро. Здесь же можно увидеть серию фото 1880 года Дмитрия Ермакова, сделанную в восточных банях Тифлиса. На ней изображены разные стадии массажа, например «Восточный массаж шеи, чтобы в суставах хрустнуло».

Широко представлена на вернисаже банная тема Москвы и Ленинграда 1930–1960-х годов. Здесь можно увидеть как здания всевозможных бань – бани № 4 Пролетарского района и бани на Усачевке, – так и их внутренние помещения. Это души, бассейны для купания в банно-прачечных комбинатах, предбанники и даже залы ожидания (до сих пор казалось, что это слово применимо только к вокзалу). Есть даже фото президиума конференции работников банно-прачечных хозяйств на фоне портретов Сталина и Маркса. Все эти незатейливые фотографии принадлежат объективу неизвестных авторов. Однако тут же можно увидеть художественную работу Бориса Игнатовича «Душ», где сидящий юноша наблюдает за группой моющихся друзей, а еще Виктора Корецкого «Шахтер после смены», на которой моющийся и зазывно глядящий молодой человек демонстрирует свои бицепсы.

Если говорить о профессионализме исполнения на выставке, конечно, привлекает внимание женская натура, отснятая гениальным художником Валерием Генде-Роте в сауне бассейна «Москва». Обычные шкафчики для раздевания, цветастые платьица, медицинские весы – мастерский объектив художника превращает эту незатейливую советскую действительность в поэзию, в которой безраздельно царит мелодия женского тела. Что-то подобное можно увидеть только у Валерия Ковалева на его фото «Баня. Смоленск» 1992 года. На фото мужских и женских парных Юрия Рыбчинского и Андрея Добровольского1970-х вроде не происходит ничего предосудительного – просто люди хлещут себя вениками. И все же отснятый материал – эта волнующаяся гуща обнаженных тел – напоминает об оргиастической составляющей бани.

Помимо обнаженных героев-статистов на фотографиях выставки можно увидеть и знаменитых личностей. На снимке Сергея Борисова – одухотворенный искусствовед Иосиф Бакштейн в Сандунах. В этих же банях фотограф Виктор Ахломов снял актеров Семена Фараду и Николая Еременко, художника Анатолия Елисеева, в белой простыне и венке похожего на императора Нерона. Кстати, рядом с деятелями культуры можно увидеть и «Помывку в шахте», и «Заводскую баню» Владимира Филонова, а также «Заключенные женской колонии идут в баню» Титова. Вероятно, такая пестрота должна показать, что баня уравнивает всех – и рабочего, и академика. А вот уже на втором этаже можно увидеть банные кадры любимых фильмов в исполнении Игоря Гневашова. Как можно догадаться, это сцена в бане из «Иронии судьбы, или С легким паром!» и уже ставшая классической сцена из фильма Василия Шукшина «Калина красная».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
394
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
275
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2082
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1604

Другие новости