0
2130
Газета Поэзия Интернет-версия

27.01.2011 00:00:00

Перекличка на закате

Тэги: кублановский, стихи, перекличка


кублановский, стихи, перекличка

Юрий Кублановский. Перекличка.
– М.: Время, 2010. – 112 с.

Название новой книги стихов Юрия Кублановского – «Перекличка». Оно словно вторит строке из стихотворения Льва Лосева «Гидрофойл»: «┘Кушнер – ку-ку! И ку-ку, Кублановский!/ Много ль осталось нам на веку?..»

Кублановский сегодня – один из самых серьезных наших поэтов. Он, может быть, многоречив и витиеват, но мы прощаем это ему за подлинность и серьезность, которые вытекают из его отношения к поэзии. В ней он видит не игру, не попытку самоуглубления, не средство для достижения популярности или пропаганды идей, а доверительный разговор с читателем. И в нем есть то, что отсутствует у многих поэтов помоложе, – ориентир даже не столько нравственного, сколько исторического чувства.

«Перекличка» – книга грустная. Поэт немолод и пишет соответственно тяжело – не по стилю, но по духу. В ней многое перекликается с поздним Лосевым. (В своей последней книге «Меандр», в разделе о Бродском, Лосев посвятил Кублановскому целую главу – видимо, не случайно давая понять его настоящую цену, раз поставил поэта в один ряд с Иосифом. И там же он особо выделил его стихотворения исторической тематики, считая их лучшими в русской поэзии после Алексея Толстого. Как бы соревнуясь с Кублановским (!), Лосев даже написал стихотворение «XVIII век» – отталкиваясь от «Потемкин, Зубов и Орлов» первого.)

Достаточно привести несколько цитат, сперва из Лосева: «...Сейчас пойду, и кровь сдам на анализ,/ и эти строчки кровью подпишу», «┘На склоне дней мне пишется трудней./ Все реже звук, зато все тверже мера».

А после из «Переклички» Кублановского: «┘ты ушла, а я не могу, сдаюсь, умываю и поднимаю руки», «┘Прежний мой дух мятежный уж не огнеопасен┘», «┘Запрусь я на все запоры, никому не открою».

У обоих поэтов старческая немощь предстает как освобождение, как начало новой жизни. Дожив до определенного возраста, они открывают для себя грустно-элегическое мировосприятие, сильное своим жизненным опытом.

Приведем еще несколько их «перекличек». Кублановский – «за рык «Пидарасы!» зарвавшегося Хруща», Лосев – «газета с хрюканьем хруща» (Тут стоит вспомнить и Гандлевского с его «┘«Пидарасы», – сказал Хрущев».); у первого «жасминоносная ночь», у второго – «амфибронхитная ночь». Кублановский вспоминает: «был у меня корешок писатель»; Лосев отвечает, причем цитируя нашего поэта, – «выступал тут вчера один кулема, один мой кореш в виде стишков, мол, хорошо нам на родине, дома, в сальных ватниках с толщей стежков». А стихотворение Кублановского о Батюшкове «Через 25 лет в Прилуках» прямо перекликается с лосевским «Батюшковым» из «Выписок из русской поэзии». И там, и там тема русской зимы и снега. Можно указать и на использование обоими образа «линии Мажино» в иносказательном аспекте. А также на то, что лосевское стихотворение «Париж» имеет эпиграф из Кублановского.


Русская зима и снег.
Фото Евгения Лесина

Париж (и Франция вообще) – сквозная тема в «Перекличке», одно из стихотворений сборника так и называется «Париж, который всегда с тобой». Чувствуется, что Кублановский там как дома – «с занятий спеша из дверей учебного корпуса Лувра», «островные чайки кричат с прононсом Сары Бернар»... Кстати, лучшая строка в сборнике: «А за углом сохранился бар, где к Эренбургу завербовался в товарищи Элюар».

Сборник небольшой, но Кублановский упомянул своих главных соотечественников, с кем был лично знаком, Солженицына – «┘на него мне сетовал тот, чье слово – колос, а у других полова», и второго нобелевского лауреата – «Бродский тут бубнил: «Не моя епархия, извините, деятельность Исаича». Соблазнительно было бы развить теорию, что Лосев ориентировался на Бродского, а Кублановский – на Солженицына, но это бы нас увело слишком далеко.

Точка отсчета для поэта – XIX век. Это время расцвета «нормальной жизни», говоря словами Ясперса, «осевое время» для России, лучше которого уже не будет. Оттого мы встречаем в сборнике Плюшкина, Фирса, Константина Леонтьева, «Истории» Соловьева, художника Поленова, вышеупомянутого Батюшкова.

Под конец следует привести цитату, которая подводит итог пути поколения Кублановского:

Кто не гнул хребта

под серпом и молотом,

тот живет на старости

водянистой,

не стыдясь рубашки

с потертым воротом,

лишь была бы чистой.

Таков закат тех, чей рассвет

начинался следующим

образом:

Смолоду самородки,

делали мы под мухой

За вечер две-три ходки

Дальних за бормотухой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1542
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
761
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3942
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3048

Другие новости