0
3382
Газета Поэзия Интернет-версия

08.10.2015 00:01:00

Поэтов множество, а Бак один

Тэги: поэзия, журнал октябрь, литературный процесс, серебряный век


книга
Дмитрий Бак.
Сто поэтов начала столетия:
пособие по современной
русской поэзии.
– М.: Время, 2015.
– 576 с. – (Диалог).

Дмитрий Бак решился на смелый поступок: собрал в одной книге 100 знаковых, по его мнению, хотя не обязательно его любимых современных поэтов, оговорив на презентации, что для ровного счета ему не хватило 17 и он выбирал их специально для книжного издания. Книга составлена на основе эссе, в течение нескольких лет публиковавшихся в журнале «Октябрь»; искушенный читатель сразу вспомнит публицистику Владислава Ходасевича и «Силуэты русских писателей» Юлия Айхенвальда. На момент публикации в журнале все герои рецензий были живы. И несмотря на то что к моменту выхода книги некоторые из них – Белла Ахмадулина, Инна Лиснянская, Наталья Горбаневская, Елена Шварц покинули этот мир, безусловная заслуга Дмитрия Бака в том, что он включил в книгу рецензии, написанные при их жизни.

«Абсолютный взлет поэтики Инны Лиснянской – ее стихи, посвященные памяти ушедшего мужа и поэта, человека, с которым нацело и набело прожита жизнь. Универсальная тема – соотношение бытовых ситуаций и их проекций в даль вечности – остается в силе. Но ведь еще десятилетие тому назад, в самом начале столетия, еще при жизни друга и спутника, было сформулировано поэтическое кредо Лиснянской («Имена»):

«Оказалось: у Господа много земных имен –/ Имена земель и пророков, песков и племен,/ Певчих птиц имена, имена калик и поэтов,/ Имена деревьев в лазоревом нимбе крон,/ Имена далеких морей, да и тех предметов,/ Чей во тьме ореол то розов, то фиолетов».

Инициатором проекта стала главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова. Именно ее деятельная помощь и поддержка вдохновляли Дмитрия Бака в течение нескольких лет. Дмитрий Бак, подобно гроссмейстеру, решился на ход, который может оставить его в проигрыше, а может сделать чемпионом. Не считая свою сотню идеальной, Бак тем не менее очень гордится книгой, где соседствуют очевидные классики и поэты, которые ему не близки. «Никого из никого не надо выводить, – заметил как-то он, – никаких схем и школ, никаких иерархий».

И действительно, Бак, подобно Ною, собрал «всякой твари по паре»: неоспоримых классиков и поэтов очень спорных, как, например, отвергаемая всеми «толстыми» журналами Вера Полозкова. Рискованная попытка, и даже те поэты, которые попали в сотню, не очень довольны соседством, но Бак заявляет, что для него важнее всего полная картина современной поэзии: «Всеядность – так обо мне скажут критики. Я понял, поэзию никто не читает. Я все понял». Проницательность Бака вызвала уважение и у тех, кто попал в расширенный список (есть поэты, которые просто перечислены в предисловии в качестве дополнения к основному списку, но в сотню избранных не вошли).

Наверное, нет тех, кто бы согласился на 100% с его выбором. Трудно представить себе человека, целиком погруженного в литературную среду, который бы решился на реализацию подобного проекта, заранее зная, что его ждет критика, в том числе от тех, кого он включил в заветную сотню. Многие поэты (а поэтов действительно много, что Бак и признает) недовольны таким выбором, но есть воля составителя, имеющего полное право на субъективность. Существуют разные концепции: одни считают, что можно составлять антологии современных поэтов из 10 имен, а другие – что из 600, не меньше. Бак выбрал сотню, потому что ему нравится эта цифра  или потому, что 100 поэтов – достаточный охват для аудитории, мало знакомой с современной русской поэзией. Для этих читателей многие имена станут открытием.

Разумеется, должно пройти какое-то время, чтобы мы – поэты, и вошедшие, и не вошедшие в эту книгу, и просто читатели – смогли объективно оценить ее. Сегодня это не так важно, мы и с Серебряным веком никак не можем разобраться, что уж о современной поэзии нашего «бронзового века» говорить. У всех отношение к ней разное. Бак беспристрастен. Он не делает различия между поэтами разных направлений, и от этого его книга выигрывает. Здесь есть представители разных поэтик:  Белла Ахмадулина и Линор Горалик, Дмитрий Быков и Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов и Олег Хлебников, Дмитрий Воденников и Борис Херсонский, Бахыт Кенжеев и Елена Фанайлова, Максим Амелин и Станислав Львовский, Игорь Иртеньев и Вадим Муратханов, Николай Звягинцев и Александр Кушнер, Вера Павлова и Санджар Янышев, Тимур Кибиров и Геннадий Каневский, Александр Переверзин и Федор Сваровский.

Рядом авангардист Иван Ахметьев («не здесь/ то есть/ не сейчас/ и не сразу/ но обязательно») и экспрессионистка Инга Кузнецова («прозрачных стенах движутся зверьки,/ как будто рыб подводные теченья./ Здесь мысль и плоть тождественно легки,/ пространство здесь утратило значенье./ И если утром встанешь, чтоб смахнуть/ пыль со стола, сомнешь в воображенье/ тот странный мир, по полировке путь,/ оставленный тебе как приглашенье»).

Появилась антология, которую каждый воспримет по-своему, что, безусловно, хорошо. Бак дал площадку противоположным поэтическим школам, он нашел в творчестве их представителей больше общего, чем разъединяющего. В этом достоинство книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1759
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
851
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4294
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3343

Другие новости