0
990
Газета Политика Интернет-версия

16.01.2001 00:00:00

Ресурсы и кадры российской науки

Александр Дынкин

Об авторе: Александр Александрович Дынкин - член-корреспондент РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений.

Тэги: наука, финансирование, кадры


В САМОЕ ближайшее время предстоит принять ряд решений, которые определят будущее национальной инновационной системы России. Инерционное сохранение во многом стихийных процессов в данной сфере, сложившихся в 90-е годы, гарантированно приведет к закреплению страны на периферии глобальной мировой экономики.

Сегодня экспортная квота России (доля экспорта по отношению к ВВП) - одна из самых высоких среди европейских стран - свыше 40%. Однако ее структура не претерпела за вторую половину XX века существенных изменений. По-прежнему вывоз углеводородов, древесины, металлов составляет ее основу. Нет нужды подробно аргументировать экономическую, экологическую и временную ограниченность рациональности выхода на мировые рынки с продукцией, содержащей в основном природную ренту, а не добавленную стоимость.

Восстановление экономического роста в 1999-2000 гг. и относительно благоприятные прогнозы на следующий год создают предпосылки, в том числе бюджетные, для принятия серьезных стратегических решений. Задача научного и экспертного сообщества состоит в выработке набора рекомендаций, на основании которых возможен выбор политических решений.

Эффективность, конкурентоспособность национальной инновационной системы (НИС) складывается в результате сбалансированности двух взаимосвязанных процессов: восходящих (up-stream) и нисходящих (down-stream). Восходящие процессы связаны с созданием нового научного знания, новых технологий, продуктов, процессов и услуг. Нисходящие - определяются их коммерциализацией или в конечном итоге соответствием предлагаемых нововведений платежеспособному спросу. В настоящее время рыночное равновесие в российской НИС установилось на крайне низком уровне в результате совместного воздействия двух типов шоков: со стороны спроса и со стороны предложения. Я уделю основное внимание восходящим процессам в национальной инновационной системе. Это связано с тем, что они находятся в угрожающей стадии необратимой утраты, что может привести к переключению нисходящих процессов исключительно на зарубежные источники инновационного предложения.

Для правильного определения набора первоочередных решений исключительно важно определить главные угрозы. В сфере НИОКР таких угроз, по нашему мнению, две.

Демографическая проблема определяется прогрессирующим старением научных кадров. В 1999 г. 57,8% наших исследователей находились в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18% - старше 60, а молодежь до 29 лет составляет лишь 7,7%. Если к этому добавить, что средний возраст российского доктора наук - 59 лет, а 53% из них старше 60, то картина получается совсем безрадостная. Сохранение тенденции еще в течение 5-10 лет неизбежно приведет к утрате кадрового потенциала отечественной науки, необратимым потерям в сфере высшего образования.

Ресурсная проблема заключается в том, что если в 90-е годы численность научных кадров снизилась в 2 раза, то затраты на НИОКР сократились (по самым минимальным оценкам) более чем в 4 раза. В результате удельные параметры резко ухудшились. Материально-техническая и информационная база находится не только за пределами морального, но и физического износа. Отдельные примеры введения в строй уникальных установок (Токамака ГЛОБУС-М в Физико-техническом институте РАН, суперкомпьютерного центра в Объединенном институте ядерных исследований) не отменяют тенденции выбытия из эксплуатации с каждым годом все большей части уникальных исследовательских и экспериментальных установок. По данным ОЭСР, удельные затраты на одного исследователя в России по паритету покупательной способности (ППС) составляют 23 тыс. долл. в год. Среди стран "большой семерки" минимальный показатель финансового обеспечения одного исследователя имеет Япония (142 тыс. долл. на человека в год), максимальный - США - 222 тыс. долл. на человека в год. Ожидать на фоне этих реалий проведения исследований на мировом уровне не приходится. Скорее вопрос стоит о возможности или невозможности выполнения НИОКР в принципе.

Центральная задача поэтому заключается в резком повышении престижности научной деятельности, возвращении этой сфере того внутреннего конкурентного характера, каким она обладала в 60-70-е годы. Очевидно, что имеющиеся бюджетные ограничения не позволят сделать это по всему кругу научных направлений и дисциплин. Максимальное привлечение в науку внебюджетных средств следует рассматривать как стратегические инвестиции. Поэтому, пожалуй, единственный выход - резкая дифференциация ресурсного обеспечения исследований в зависимости от соответствия узкому кругу приоритетов и потенциального соответствия научных результатов мировым стандартам. Подобные шаги были осуществлены в 90-е годы в Польше, Китае и некоторых других странах.

В силу специфических особенностей и различий фундаментальной и прикладной науки здесь вряд ли возможны одинаковые подходы при сохранении единой цели.

В сфере фундаментальной науки неизбежно определенное ранжирование институтов с выделением наиболее перспективных, которым может быть присвоен статус национальных лабораторий. Следующим шагом должна быть оптимизация их внутренней структуры, проведение аттестации научных кадров и объявление конкурсного замещения всех руководителей научных подразделений и ведущих научных сотрудников.

Если невозможно по целому ряду юридических обстоятельств отменить единую тарифную ставку (ЕТС) в оплате труда сотрудников национальных лабораторий, то к ней следует ввести повышающие коэффициенты (от 5 до 10). Таким путем удастся сконцентрировать имеющиеся высококвалифицированные кадровые ресурсы, попытаться вернуть "мозги" из-за рубежа. Привлечение молодежи в национальные научные лаборатории можно осуществить на основе возобновляемых контрактов, с предоставлением еще более высоких коэффициентов ЕТС для лиц младше 30, компенсацией для них процентных платежей по жилищным ссудам, предоставлением других льгот.

Одновременно необходимо минимум в три раза (с 7,5% до 22-23%) повысить долю госбюджетных средств, распределяемых через Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). В целях омоложения возрастного состава фундаментальной науки необходимы специальные решения по пенсионному обеспечению - в частности, перевод на персональные личные счета отчислений в социальные фонды, уплачиваемых с надбавок за ученую степень.

Неизбежно ранжирование и в сфере прикладной науки. Здесь, однако, возможно движение по пути выделения ограниченного спектра проектов, финансирование которых за счет всех возможных источников следует увеличить в 10 раз. В Китае, где был проведен подобный достаточно жесткий отбор 100 приоритетов, государственный научный бюджет одномоментно увеличился на 15-20%.

Таковы, по нашему мнению, некоторые общие контуры мер, которые позволят сохранить отечественные источники научных знаний и новых технологий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1369
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
685
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3628
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2825

Другие новости