0
556
Газета Политика Печатная версия

10.08.2001

Исключить случайности и взятки

Виктор Болотов

Об авторе: Виктор Александрович Болотов - заместитель министра образования РФ, член рабочей группы Госсовета по модернизации образования.

Тэги: эксперимент, экзамен, образование, реформа


ГОВОРЯ о начавшейся реформе образования, сегодня можно сказать без всяких оговорок - премьера единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России состоялась. Долгие разговоры о предстоящей реформе перешли, согласно известному закону, из количества в качество. Для выпускников Чувашии, Марий Эл, Якутии, Самары и Ростова-на-Дону экзаменационная нервотрепка закончилась уже в июне. Те из них, кто решил продолжить образование, направили документы в вузы, ректора которых решили поддержать эксперимент - засчитывать в качестве вступительных экзаменов результаты ЕГЭ.

Пока что главным достоинством эксперимента является то, что он прошел без явных срывов. Логичное исключение составили лишь выпускники нескольких районов (улусов), расположенных около реки Лены. Из-за прошедшего наводнения их освободили от сдачи ЕГЭ и поставили оценки по текущей успеваемости. По оценкам министра образования Якутии, таким образом "потеряли" около тысячи школьников из полутора десятков тысяч выпускников этого региона. В вузы они поступали по обычной схеме.

Для многих родителей до сих пор остается загадкой ответ на вопрос - что такое единый государственный экзамен (ЕГЭ) и чем он отличается от привычных выпускных? Единый экзамен - это два экзамена в одном флаконе, т.е. совмещение выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз. Формальное отличие состоит в том, что дети, как правило, сдавали экзамены в специальных пунктах (порой в стенах вузов), созданных в крупных городах. На экзамене "заправляли" не родные учителя, а "дяди" из федерального или регионального центра. У каждого учащегося был персональный пропуск. При этом мамы не приносили в аудиторию чай и не могли тем самым повлиять на экзаменационный "пассаж" того или иного подростка.

Что же касается содержания... Каждое задание по ЕГЭ состояло из трех частей (исключение составляет экзамен по географии). В первой заложен принцип игры "О, счастливчик" - выбрать из четырех ответов один правильный. Вторая часть - это тоже тест. В специально отведенном месте выпускник должен был написать слово, цифру или формулу, используя при этом черновик, где он отражает свои рассуждения или выводы. И третья часть - это "открытые задания" или привычные для всех ответы (в письменном виде) на поставленные вопросы.

Первая и вторая части проверялись сканером с использованием программы "Fine Reader" (распознавание образов). Третью часть задания проверял только человек. Чтобы исключить его влияние, фамилии школьников на всех работах были закодированы. В таком виде бланки отправлялись в столицу субъекта Федерации - на суд экспертов. С момента поступления работ входить (выходить) в комнату экспертов было нельзя. Само здание, комната с экспертами строго охранялись.

Задача экспертов - проверить работы и, после того как документ будет подписан, отправить его (в электронном виде) в Москву, в Центр тестирования, где выставляется окончательная оценка.

На сегодняшний день единый государственный экзамен сдавали более 30 тыс. человек. В двух регионах - Марий Эл и Чувашии - экзамен по математике был обязательным для всех выпускников. В остальных регионах участники сдавали экзамены по выбору. То есть по тем предметам, которые требовал избранный ими вуз. Поэтому сказать, кто из экспериментальных регионов оказался хуже или лучше, не представляется возможным. В то же время на общем экзаменационном фоне было два "выброса" по математике, где дети сдали существенно лучше, чем в среднем по России. Речь идет об улусах в республике Саха (Якутия). Как оказалось, там работают очень известные учителя. То есть мастера своего дела, известные не только в республике, но и по всей России.

Говоря о самом экзамене и его итогах, следует подчеркнуть позицию организаторов эксперимента, в частности, Министерства образования России. Для нас важно было принципиально разобраться в ситуации. Совпадают ли оценки по ЕГЭ с ожиданиями, представлениями школ? Такой "лакмусовой бумажкой", безусловно, являются золотые медалисты. Если бы мы их всех "порезали", значит, требования по ЕГЭ намного выше, чем требования, предъявляемые школой. И то, что процент медалистов, сдававших госэкзамен, оказался сопоставим с прошлогодним процентом, показывает, что выставленные нами пятерки за единый экзамен, одобренные из Москвы, отражают реальное положение дел.

По двойкам ситуация оказалась такой же, как мы предполагали. То есть единый экзамен дал более объективную оценку сегодняшней ситуации в школе. Например, в прошлом году во время выпускных экзаменов двойки получили около 0,15% от общего числа выпускников. На тысячу школьников пришлись одна-две двойки. В этом году на ЕГЭ двоек оказалось 6,5-7,5%. Однако по нынешним правилам текущая тройка (годовая оценка) перекрывала двойку на едином экзамене. В этом плане дети не пострадали. Они получили в аттестат оценку три. Для сравнения, если сдавать по обычной схеме, то при текущей тройке и двойке на экзамене назначается переэкзаменовка на осень.

Все ученики, принявшие участие в эксперименте, кроме обычных аттестатов зрелости, получили специальные сертификаты с баллами, которые стали для них своеобразными пропусками в вузы.

Разумеется, всех интересует вопрос - сколько же выпускников школ, сдававших ЕГЭ, поступили в вузы и в какие? По условиям эксперимента, в нем принимали участие в первую очередь вузы тех регионов, на территориях которых он проводился. Почти 20 университетов и академий страны принимали в этом году сертификаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов. Не остались в стороне и столичные вузы. Например, Московский университет дизайна и технологии, Текстильный университет и МИРЭА. К ним присоединились Педагогический университет имени Герцена в Санкт-Петербурге, Пензенская архитектурно-строительная академия, саратовский филиал Московского университета печати. Но главный сюрприз - согласие на участие в эксперименте - преподнесла Высшая школа экономики, которая относится к числу престижных вузов России. К чести ее ректора Ярослава Кузьминова, он не побоялся засчитывать результаты ЕГЭ на вступительных экзаменах в свой элитный университет.

Окончательные цифры по зачислению ребят в вузы из пяти экспериментальных регионов будут известны в начале сентября. Но ряд вузов провели зачисления в июле. К числу таковых как раз относится Высшая школа экономики. В общей сложности около 60 человек, сдававших ЕГЭ, решили попробовать свои силы в этом университете. На сегодняшний момент из них уже зачислены 14 человек, к которым можно добавить еще 6 абитуриентов, имеющих полупроходной балл. При этом приемная комиссия Высшей школы экономики отметила, что им достаточно информации о том, как дети сдавали математику, и поэтому никаких дополнительных испытаний по этому предмету не требуется.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в целом эксперимент удался. Предполагается, что на будущий год в эксперименте по единому государственному экзамену примут участие как минимум 100 тыс. человек из 10-15 регионов. Изначально скептически настроенные ректоры вузов уже предложили Министерству образования расширить на будущий год список специальностей, засчитывающих ЕГЭ в качестве результатов вступительных экзаменов. Ожидаем, что число таких вузов возрастет до 70.

В конце августа в Кремле должно состояться заседание Госсовета, посвященное обсуждению проблем образования в России. К этому совещанию рабочей группой Госсовета подготовлен доклад, получивший название "Образовательная политика России на современном этапе". В этом итоговом документе идея экспериментальной отработки единого государственного экзамена как одной из составных частей начавшейся реформы образования, безусловно, поддержана. Для нас это принципиально важно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кому выгоден мусорный бизнес

Кому выгоден мусорный бизнес

Анатолий Комраков

Экологи призывают к перемирию с населением по вопросу размещения отходов

0
2363
Ведомство Памфиловой не собирается рассматривать вопросы плебисцита без одобрения нижестоящей комиссии

Ведомство Памфиловой не собирается рассматривать вопросы плебисцита без одобрения нижестоящей комиссии

Дарья Гармоненко

Центризбирком и оппозиция обменялись письмами по поводу запрещенного референдума

0
1119
МВФ предписывает властям РФ не тратить деньги внутри страны

МВФ предписывает властям РФ не тратить деньги внутри страны

Ольга Соловьева

Иностранцы настаивают на откачивании средств из экономики с помощью бюджетного правила

0
4555
Минпрос РФ планирует убрать дублирование программ среднего профобразования

Минпрос РФ планирует убрать дублирование программ среднего профобразования

0
454

Другие новости

Загрузка...
24smi.org