0
722
Газета Политика Интернет-версия

17.01.2002 00:00:00

Пиар на руинах жизни

Николай Гульбинский

Об авторе: Николай Арсеньевич Гульбинский - публицист.

Тэги: экономика


Кажется, маркиз де Кюстин назвал Россию "империей фасадов". Но никогда еще в российской истории не было столь пугающего разрыва между виртуальным благополучием и реальной действительностью - разве что в аракчеевских военных поселениях. Никогда еще политическая борьба не велась столь откровенно вокруг пресловутых "трех китов": контроля за административными, финансовыми и информационными ресурсами.

Конфликты Горбачева с Ельциным, Ельцина с Верховным Советом и примкнувшим к нему Руцким, "группы Чубайса" с "группой Коржакова" по крайней мере имели некое подобие идеологического обрамления. В наши дни его нет вообще. Пиар целиком подменяет идеологию. Один видный партийный идеолог недавно заявил: "Зачем нам идеология? Наймем пиарщиков". Пиар подменяет политику, пиар подменяет гражданское общество, скоро он подменит жизнь. Мы умрем, но нам будет казаться, что мы продолжаем жить - придумают и такие PR-технологии.

В основе предельной смысловой убогости и бьющей через край "виртуальности" нашей общественной и политической жизни лежит экономика. Дабы подтвердить этот тезис, сошлюсь на статью Владимира Путина, опубликованную 30 декабря 1999 года в "Независимой газете". "Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании, - писал Путин, - стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год". В статье c полным основанием утверждалось, что если доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции, которая составляла на тот момент менее 1%, не возрастет, причем резко, в ближайшее время, мы обречены быть выброшенными на обочину мировой цивилизации.

С тех пор прошло ровно два года. Никто в руководстве страны уже не мечтает о темпах роста ВВП в 8% в год и не ставит задачу выйти на мировые рынки высокотехнологичной продукции. Более того, нам говорят, что как сам рынок "решит" - так и будет. Рынок и решил: быть нам экспортерами нефти и газа, иного не дано. Экономическая дискуссия намертво привязалась к динамике цен на нефть. Иными словами, правящая элита смирилась с тем, что Россия уже выброшена на обочину мировой цивилизации. Что мы никогда уже не догоним даже Испанию и Португалию. В качестве модели нам теперь предлагают Бразилию. Нам бы еще климат потеплее, да характер повеселее.

О какой самостоятельной внешней политике можно в таких условиях вообще вести речь? Збигнев Бжезинский - идеолог однополюсного мира - предельно конкретен: интеграция России может проходить только по модели Мальты - имеются в виду итоги "судьбоносной" встречи Горбачева и Дж. Буша-старшего у берегов этого таинственного острова рыцарей и мистиков. Недавно на одном из партийных съездов из уст высокопоставленного функционера я услышал потрясающую фразу: "В стране идут благотворные процессы". А если цены на нефть и газ упадут настолько, что в наших суровых климатических условиях их станет невыгодно добывать, как это случилось с палладием, тогда что?

Внутриэлитный "консенсус" вокруг примитивной сырьевой модели развития (точнее, застоя и деградации) экономики и социальной сферы обуславливает предельную смысловую бессодержательность борьбы различных околокремлевских группировок. Коль скоро ни у одной из них нет стратегического проекта развития страны, политическая борьба превращается в коммунальную кухню, где подглядывание в замочную скважину - любимое занятие элит. Этот застойный "консенсус" обуславливает заведомую обреченность всех попыток построить гражданское общество - хоть сверху, хоть снизу. Сырьевая экономика не востребует граждан - высококвалифицированных профессионалов, знающих себе цену на мировом рынке труда, способных внятно формулировать свои интересы и объединяться с себе подобными для их ретрансляции во властные структуры. Она рождает чудовищные диспропорции между теми, кто сидит на трубе и теми, кто далек от нее.

По словам вице-премьера Алексея Кудрина, вице-президент крупной нефтяной компании получает официальную зарплату в 150 тыс. долларов в месяц. Командир атомной подводной лодки - 150 долларов. Это две разные нации. Они никогда не поймут друг друга. Кстати, вы обратили внимание, что представители наших правящих элит в различных телепрограммах постоянно путают рубли и доллары? В головах у элит и у народа имеет хождение разная валюта.

"Излишки" сырьевых доходов, полученные в результате неуплаты налогов, вбрасываются в политику в интересах сохранения "королевства кривых зеркал" - пиара и политтехнологий как суррогата решения реальных проблем. А фактически - на дальнейшее коррумпирование и опошление общественного бытия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1225
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
625
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3370
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2642

Другие новости