0
1029
Газета Политика Интернет-версия

26.09.2002 00:00:00

Федеральный конституционный закон неконституционен

Борис Мирошин

Об авторе: Борис Владимирович Мирошин - действительный государственный советник РФ 3-го класса, бывший народный депутат СССР, член межрегиональной депутатской группы.

Тэги: конституция, закон, референдум, дума


Федеральный конституционный закон "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (назовем его для краткости законом о запрете проведения референдума) противоречит Конституции нашей страны. В ней сказано, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции РФ). Запретить проведение референдума на протяжении какого бы то ни было периода времени все равно что запретить народу в это время осуществлять свою власть.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Основному закону государства (статья 15 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ). В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции РФ).

Как видим, принимая закон о запрете проведения референдума, законодатели нарушили положения Конституции, которые составляют основы конституционного строя российского государства. В этой ситуации можно надеяться лишь на то, что президент России воспользуется своим конституционным правом, обратившись в Конституционный суд с запросом о соответствии положений закона о запрете проведения референдума Конституции Российской Федерации, и, таким образом, в судебном порядке закон будет признан противоречащим Конституции РФ и не подлежащим применению. В соответствии со статьей 80 Основного закона страны президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Более того, при вступлении в должность он приносит народу присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Не подписывая закон о запрете проведения референдума, президент Российской Федерации не только выступит в качестве гаранта Конституции России, но еще и поможет законодателям выйти из неловкой ситуации нарушителей уголовного законодательства. В соответствии со статьей 285 Уголовного кодекса РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в Уголовном кодексе понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Если же президент Российской Федерации подпишет неконституционный федеральный конституционный закон, то он сам подпадет под указанную статью Уголовного кодекса, а это уже достойно импичмента.

Почему в Госдуме голосуют за такой закон, понятно: депутаты представляют в ней корпоративные интересы. До недавнего времени Совет Федерации выступал в известном смысле противовесом Госдуме в законодательном процессе, обеспечивая учет интересов граждан страны, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации. Но в результате изменения закона о порядке формирования верхней палаты парламента из всех возможных способов на сегодняшний день принят далеко не самый удачный: сенаторы назначаются законодательными собраниями и главами исполнительной власти регионов при полном отсутствии какого бы то ни было механизма контроля или влияния со стороны населения либо его представителей в лице депутатов органов местного самоуправления. Это создает возможность стать членом Совета Федерации человеку, не имеющему отношения к тому субъекту Российской Федерации, который он представляет в палате, по той простой причине, что решение о его назначении связано с реализацией определенных политических или финансово-экономических интересов. При этом зачастую такие интересы не имеют ничего общего с интересами населения, а также того органа государственной власти, который направил его в Совет Федерации.

Учитывая, что по Конституции России верхняя палата нашего парламента "формируется", а не избирается населением, как Госдума, которая именно в силу этого обстоятельства все-таки в той или иной степени отражает интересы избирателей, можно было бы поставить процедуру определения представителей в Совете Федерации от каждого региона под контроль представителей народа, проживающего в городах и сельских населенных пунктах конкретного субъекта Федерации. Его посланцы - депутаты органов местного самоуправления - могли бы собраться на свой региональный съезд или конференцию для рассмотрения кандидатур представителей в Совете Федерации. При этом право предлагать кандидатов остается за региональным руководством, а право решать, кому стать представителем субъекта Федерации в верхней палате парламента, переходит к представителям народа. Контроль соблюдения всех процедур, связанных с принятием решений о членах Совета Федерации, можно было бы возложить на региональные избирательные комиссии. В своем нынешнем виде российский парламент не отражает интересы народа, он способен принимать законы, направленные на удовлетворение частных интересов представителей групп влияния. Это отход от демократических идеалов и преобразований, осуществлявшихся в нашем обществе в девяностые годы предыдущего века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1850
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
886
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4451
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3462

Другие новости