0
1447
Газета Политика Интернет-версия

26.04.2004 00:00:00

На пути к кавказскому Вавилону

Милрад Фатуллаев

Об авторе: Милрад Азизович Фатуллаев - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: субъектов, объединение, кавказ, конфликты


Процесс укрупнения регионов России, стартовавший несколько лет назад с образованием семи федеральных округов, в декабре прошлого года получил продолжение в объединении или поглощении крупными субъектами мелких автономий. После удачного эксперимента – референдума по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа – запущен юридический процесс по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО.

С подачи главы МЧС Сергея Шойгу усиливается аргументация о пользе и эффективности слияния трех сибирских субъектов – Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. К этой категории можно отнести входящие в Красноярский край Эвенкийский АО и Таймырский АО.

Президент Бурятии Леонид Потапов выступил за объединение с соседями в Прибайкальскую губернию, заметив, что идеальным вариантом для Байкальского региона был бы союз Иркутской и Читинской областей, Бурятии и двух автономных бурятских округов.

К «сырьевым» субъектам присматриваются экономически сильные центры: на Эвенкийский и Таймырский автономные округа заглядывается Красноярск, единственная в стране автономная область, Еврейская, может стать частью Хабаровского края.

Процесс, инициированный Владимиром Путиным, уже подхвачен рядом губернаторов и получил массовый и организованный характер. Дыхание перемен коснулось не только Сибири, но и такого сложного во всех отношениях региона, как Кавказ.

Идея объединения северокавказских республик в две губернии – Ставропольскую и Краснодарскую или в Южный и Волжско-Прикаспийский федеральные округа – обновляется едва ли не ежегодно. Она звучала и на прошедшем недавно в Сочи под председательством Владимира Путина форуме народов Кавказа. На днях ее озвучил бывший спецпредставитель президента России по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, предложив на базе кавказских республик и Ставрополья создать Горскую республику. Мотивация бывает разной, но суть одна – так, мол, можно добиться эффективного управления и предсказуемости в нестабильном регионе.

Между тем главы двух упомянутых регионов наиболее категорично выступают против объединительных идей, указывая на то, что сибирский аршин – не лучшее мерило для юга страны. У сибирских субъектов причина для сближения экономическая – сбережение средств при администрировании, увеличение возможностей в освоении перспективных залежей нефти и алмазов в богатых автономных областях. На Кавказе экономические причины – в последнем ряду. Даже близкие по ментальности и языку Чечня и Ингушетия не пришли к общему знаменателю. Потому референдумом, как это было в Перми, подобные задачи на Кавказе не решить.

«Своих удельных княжеств в отличие от сибирских регионов не хотят лишиться власть имущие в субъектах, хотя население не столь категорично, – заметил в беседе с корреспондентом «НГ» политолог Мурад Мешхоев. – Черкесы, абазины в Карачаево-Черкесии, все русскоязычное население республик Северного Кавказа в целом выступают за создание двух объединенных губерний. Остальные – против».

Кстати, именно черкесам на протяжении всего правления экс-президента КЧР Владимира Семенова отказывали в их стремлении вернуться в состав Ставропольского края. В этом возвращении черкесы видели гарантии соблюдения их этнических прав перед лицом карачаевского большинства. Но Центр опасался перекройки границ.

В России, кстати, сейчас насчитывается свыше 35 территориальных споров, и, к примеру, за десять лет так и не смогли решить проблему Пригородного района Северной Осетии, который требовала вернуть под свою юрисдикцию Ингушетия.

Возможно, по этой причине административно-территориальную реформу предлагают проводить сверху. Однако это сути не меняет. В объединенных субъектах, образно говоря, в одну кучу свалятся множество межэтнических, территориальных, межрелигиозных и даже межклановых и межтейповых противоречий. Ситуация может быть сродни той, что сложилась в Самцхе-Джавахетии, где армяне-григориане, русские-старообрядцы, грузины-мусульмане и православные грузины и греки периодически выясняют отношения между собой.

«В 60-е годы Хрущев присоединил несколько районов Ставропольского и Краснодарского краев ко всем республикам Северного Кавказа, – вспоминает в беседе с корреспондентом «НГ» кубанский казак из Черкесска Константин Черницкий. – Сделано это было для того, чтобы «разбавить» горные районы равнинными – для экономической самодостаточности республик. Теперь в этих районах казаков почти не осталось. Взгляните на Чечню, в трех северных, бывших ставропольских районах, русских единицы».

Несомненно, ситуация еще более обострится с объединением разных по менталитету и вере многоязычных народов и субъектов. В Краснодаре и Ставрополе, например, функционируют муфтияты Адыгеи и КЧР, но они объединяют людей не столько одной веры, сколько национальности.

В объединенных губерниях, где и сегодня не могут справиться с потоками миграции – как внутренней, так и внешней, – к проблемам курдов-месхетинцев, армян, а с недавних пор чеченцев и дагестанцев прибавятся новые, связанные с диспропорцией экономического развития объединяющихся субъектов, высоким естественным приростом и трудовой миграцией на равнину, способной радикально изменить демографическую картину. Националистическая кубанская пресса, надо полагать, от подобных объединений выйдет за все рамки национальной и религиозной толерантности, порождая новые конфликты в регионе.

Кроме того, в нагнетании ситуации не лучшую роль играют первые лица краев, правоохранительные органы. Им очевидна ближайшая перспектива региона, контуры которого проявляются у них на глазах. А она однозначна. При любом варианте объединения южных субъектов уже через десяток лет укрупненный субъект станет не только реальным административным, но и экономическим организмом России. Проблемы, существующие в одних республиках, станут «достоянием» значительно больших территорий и населения, отчего их будет только сложнее разрешить. Такие укрупненные субъекты на Кавказе будут похожи на маленький Вавилон, где смешаются не только языки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1451
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
721
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3792
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2941

Другие новости