0
948
Газета Политика Интернет-версия

17.08.2005 00:00:00

Национал-большевиков вернули в политику

Тэги: нбп, вс, ликвидация, опрос, приговор


Вчерашний вердикт Верховного суда, отменившего решение Мособлсуда о ликвидации межрегиональной общественно-политической организации «Национал-большевистская партия», стал невероятным сюрпризом как для самих национал-большевиков, так и для прокуратуры, добившейся запрета. Как признался корреспонденту «НГ» лидер НБП Эдуард Лимонов, «для меня это было крайней неожиданностью. За несколько минут до начала заседания я сказал, что у меня нет никаких надежд и что шансы, что нашу жалобу удовлетворят, – сотые доли процента».

Решение ВС изумило и представлявшего интересы НБП адвоката Виталия Вариводу. «Даже несмотря на то что наши аргументы были абсолютно справедливыми и законными, мы совершенно искренне рассчитывали на справедливое решение только в Страсбургском суде», – заявил адвокат корреспонденту «НГ». Виталий Варивода назвал решение ВС «сенсационным». «Суд не просто отменил постановление Мособлсуда и не направил дело на новое рассмотрение, а принял самостоятельное решение отказать в удовлетворении иска о ликвидации МРОО «НБП», – рассказал «НГ» адвокат. – ВС взял на себя всю полноту ответственности за это решение, а любой юрист вам скажет, что такое происходит крайне редко, и тем более в политических делах». Характеристика «политическое дело» по отношению к НБП – не просто красивое определение. Последние события, связанные с нацболами, наводили на мысль о наличии чьей-то заинтересованности в сворачивании этого движения. Решение Мособлсуда о ликвидации партии, принятое по иску облпрокуратуры, практически совпало с началом судебных слушаний по делу о захвате президентской приемной и разгаром суда над лимоновцами, захватившими кабинет Михаила Зурабова. При этом представители НБП неоднократно напоминали судьям и журналистам, что последние два года не раз пытались зарегистрировать свое движение в Минюсте, но получали надуманные, по их словам, отказы.

И вот теперь – внезапный вердикт Верховного суда, который на фоне совсем недавних событий выглядит как разворот в отношении к партии Эдуарда Лимонова на 180 градусов. Что может стоять за этим, какие причины и насколько это не случайность, а тенденция? Судить об этом можно будет по дальнейшему развитию событий вокруг 39 обвиняемых в захвате президентской приемной нацболов.

Причем в самом скором времени. Во-первых, сегодня в Мосгорсуде будет рассматриваться жалоба защиты нацболов на то, что все обвиняемые находятся под стражей незаконно, поскольку их срок содержания закончился, а выездная сессия Тверского суда не продлила его. Во-вторых, сегодня же должно быть принято решение о судьбе лимоновцев, задержанных вчера в Жуковском за разбрасывание листовок на открытии авиасалона, в котором участвовал президент.

Наконец, показательным будет и судьба жалобы, с которой Генпрокуратура намерена обратиться в президиум Верховного суда. «Мы с уважением относимся к решениям суда. Но с сегодняшним решением Верховного суда мы не согласны. В Генпрокуратуре убеждены, что позиция Мособлпрокуратуры, направившей иск, была обоснованной. Были выявлены конкретные нарушения федерального законодательства, которые влекли за собой ликвидацию общественной организации «НБП», включившей в свое название слово «партия», – заявила вчера Интерфаксу официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова.

Однако, по словам адвоката Виталия Вариводы, вчерашнее решение ВС не позволяет прокуратуре еще раз обращаться в суд с иском о ликвидации НБП по тем же основаниям. «И обжаловать это решение прокуратура может только в надзорном порядке, – утверждает Варивода. – А это процедура скорее формальная». По мнению адвоката, отменить вчерашнее постановление ВС посредством надзорной инстанции практически невозможно: «Такие решения сиюминутно не принимаются. Полагаю, что они хорошо все продумали перед тем, как вынести постановление. Жаловаться будет не на что».

* * *

Можно ли считать вчерашнее решение Верховного суда об отмене ликвидации НБП свидетельством изменения отношения власти к этой партии? Что могло стать причиной этого – возможные соглашения или нежелание героизировать лимоновцев? И может ли вердикт ВС сказаться на судьбе обвиняемых в захвате приемной администрации президента?

Эдуард Лимонов, лидер НБП

В высшую судебную инстанцию страны приносится крайне сомнительное решение, судьи, как профессионалы с огромным опытом, разобрались и поняли, что это решение неправомерно. Какое решение они могли еще принять? Они сделали это в трезвом уме и здравой памяти, без нажима, потому как дорожат судейской честью.

Никто с нами никогда не договаривался. И я надеюсь, что ни они с нами договариваться не будут, ни мы с ними. Я надеюсь, это решение повлияет на суд и прокуратуру и они все-таки поймут, что судят активистов политической организации, а не каких-то хулиганов, как это представляет прокуратура.

Дмитрий Орешкин, директор группы «Меркатор»

Само решение об отстранении нацболов от политической деятельности было юридически недостаточно обоснованно. И Верховный суд принял решение, соответствующее духу и букве закона. В этой ситуации я бы не исходил из заведомо циничных рассуждений о том, что кто-то кого-то купил или договорился. Здесь ситуация может быть простая. Верховный суд тоже не хочет быть очень уж управляемым. И я допускаю, что Верховный суд, возможно, согласовав эту идею с чиновниками из Кремля, решил, что настало время продемонстрировать верность закону.

И продемонстрировал. Потому что на самом деле лимоновцы никакой угрозы для режима не представляют. Партия маргинальная, никому не интересная, кроме них самих. Лимонов сам по себе – давно отработанный пар. Почему бы на этом примере не показать, что у нас есть независимое правосудие? Тоже своего рода сделка, но более высокого уровня.

Что касается 39 подсудимых лимоновцев, то их судят не из-за того, что они принадлежат к партии НБП, а потому, что они нарушили определенные нормы. Они врывались в рабочие помещения, разбили стекла, срывали какие-то картины, мешали людям работать. За это они должны нести какое-то наказание. Одно дело судьба партии, другое – судьба конкретных ее членов.

Дмитрий Аграновский, адвокат, специалист по молодежным движениям

Власти с лимоновцами на сегодняшний день ни о чем не договорились. А если и договариваются, то прежде всего о судьбе 39 человек, которые находятся под судом. Только вокруг этого могут вестись какие-то переговоры. В данном случае можно предположить все что угодно – вплоть до того, что власть пытается быть объективной. Я очень надеюсь, что это как-то повлияет на судьбу 39 человек, обвиняемых в захвате президентской приемной. Это сейчас для нас главное. Никакого запрета НБП как политической организации нет. Более того, как они готовили документы, так и готовят.

Виталий Варивода, адвокат НБП

Домыслы о договоренности между партией и властью безосновательны. Мы вместе с Лимоновым ждали решения суда, и я видел его реакцию. Поверьте, он был крайне удивлен.

Надеюсь, что решение Верховного суда повлияет на судьбу 39 лимоновцев. Оправдательный приговор по их делу тоже, конечно, стал бы сенсацией, но переквалифицировать их действия и соответственно смягчить наказание – это вполне возможно. Состава того уголовного преступления, в котором они обвиняются, в их действиях нет.

С чем не согласился Верховный суд

По словам адвоката Виталия Вариводы, представлявшего интересы НБП в Верховном суде, мотивировочной части решения ВС еще нет. «Надо понимать, что это не просто отмена постановления Мособлсуда, а самостоятельное решение, которое должно быть надлежащим образом обосновано. Думаю, что на это уйдет не один день. По моим представлениям, ВС счел те нарушения, которые предъявлялись НБП, несущественными. С 1993 года организация называется Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия». Ключевых претензий было три. Первое: из названия не убрано слово «партия», поскольку новый закон о политических партиях не позволяет НБП использовать это слово. Второе: ежегодно не извещали контролирующие органы о своем существовании и деятельности. То есть ежегодно не отчитывались перед органами юстиции о руководстве партии, о текущей деятельности и прочих формальностях. Третье: не исключили из устава организации фразу «возможность участия в выборах». Новый закон о партиях опять же не разрешает им этого делать. Это основные причины, по которым Мособлсуд партию ликвидировал. Изначально прокуратура пыталась заявлять об участии руководства и членов партии в экстремистской деятельности, но эти мотивы были отвергнуты Мособлсудом. До ВС дошли только юридические формальности», – заявил Виталий Варивода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
247
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
279
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
396
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
341

Другие новости