0
1021
Газета Политика Интернет-версия

04.10.2007 00:00:00

Бизнес-кандидаты: мимо Думы

Тэги: госдума, выборы, ер


«Единая Россия» восприняла пожелания Владимира Путина насчет присутствия в партийных списках представителей крупного бизнеса крайне избирательно. Подавляющее большинство нынешних депутатов, в биографиях которых есть этапы, связанные с пребыванием на высоких постах в крупных коммерческих структурах, не просто идут в следующую Думу. В списке ЕР они стоят на вполне проходимых местах, а значит, имеют хорошие шансы получить депутатские мандаты. Другое дело – если, как утверждают некоторые партийные источники, во исполнение приказа президента эти мандаты они не возьмут. Правда, сегодня проверить такую информацию не представляется возможным.

Подкачала родословная. Любопытно, что в списке ЕР оказались и такие люди, которым, пока они пребывали в других партиях, настоятельно советовали отказаться от статуса законодателя. Всего лишь потому, что, мол, их бизнес якобы имеет не совсем чистое происхождение – так что, вполне вероятно, он даже связан с криминалом. Например, политолог Сергей Марков, также претендующий на депутатское кресло от ЕР, на днях сообщил «НГ» о предстоящим очищении кандидатских рядов во всех партиях от криминала и его пособников. И указал, что, к примеру, бывший депутат этой Думы от ЛДПР Александр Скоробогатько должен хорошо подумать, надо ли ему идти в депутаты. Вчера выяснилось, что этот человек из списка ЛДПР действительно ушел, чтобы оказаться в списке ЕР по Краснодарскому краю на вполне приличном седьмом месте. Заметим, что ранее он точно так же поменял и думскую фракцию – ЛДПР на ЕР.

Так что единороссы вроде бы проигнорировали распоряжения своего номера 1. Но это только на первый взгляд. Источники «НГ» в медвежьих рядах сообщили, что партийный список на самом деле избавился от ряда предпринимателей, но не столь заметных, как те, что уже работают в Думе. В отношении последних, кстати, все рассуждения единороссов сводятся к одному посылу – мол, считать их бизнесменами уже давно нельзя, они настоящие законодатели. А то, что когда-то у них было собственное дело, скорее говорит о них положительно, чем отрицательно.

Кого же тогда медведи зачистили в собственных рядах? Информация пришла из других партий, как и положено, внимательно наблюдающих за внутренними интригами своего главного противника. Например, источники в «Справедливой России» уточнили, что Путин сразу же запретил идти в депутаты тем, кто значится в российской части списка журнала «Форбс». Именно поэтому, заметили собеседники «НГ» из СР, Сулейман Керимов, покинувший фракцию Владимира Жириновского, чтобы пойти на выборы в основном составе ЕР, так в него и не попал. Идея о том, что бизнесу не место в списке ЕР, считает политолог Алексей Макаркин, «возникла как реакция президента на одну конкретную фигуру – Сулеймана Керимова, который в 2003 году баллотировался по списку ЛДПР, потом пошел в ЕР (единороссы, кстати, длительное время размышляли, принимать его или нет). Просто была реакция не столько на крупных предпринимателей и ни в коем случае не на крупных управленцев-менеджеров, а была реакция на Сулеймана Керимова».

Перегруз на борту. Коммунисты изложили «НГ» собственную версию съездовского секвестра бизнес-кандидатов. Как отметил один из видных деятелей фракции КПРФ, заседающий на Охотном Ряду уже не в первой Думе, «региональные отделения ЕР оказались перегружены обязательствами перед местным бизнесом, но федеральное руководство партии оказалось не в силах их от этого избавить». Собеседник «НГ» почти не сомневался в том, что произнести слова о недопустимости прихода «денежных мешков» в большую политику Путина попросили сами медведи: «Тем самым они спокойно избавились от всех обязательств разом и не станут нести за это никакой ответственности – ведь не будут же региональные предприниматели предъявлять претензии главе государства». Коммунист уверен, что таким образом региональный бизнес, оплативший нынешнее безбедное существование ЕР, в очередной раз оказался обманутым. Причем без права на какие-либо апелляции: «Ведь им теперь даже некого на стрелку пригласить».

Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, Путин и не планировал проводить тотальную зачистку списка. Как считает эксперт, слова президента были реакцией на одну конкретную фигуру – Сулеймана Керимова: «Другое дело, что президент просто по рангу не может критиковать отдельно взятого предпринимателя – это бы выглядело странно».

А Сергей Богданчиков, популярная на Сахалине фигура, к тому же прошедшая партийные праймериз, по мнению политолога, не оказался в списке по простой причине. Его действительно готовили к избранию, когда во главе Сахалина стояла слабая фигура Ивана Малахова. Но ситуация изменилась: Малахова сменили, а его преемник и так близок к президенту «Роснефти». «Фигура Богданчикова стала излишней», – считает Макаркин. С ним не согласен Сергей Марков, который видит в отстранении Богданчикова от предвыборной борьбы результат конкуренции групп влияния в Кремле: «Мы можем говорить о победе линии Владислава Суркова. Уменьшено влияние тех представителей бизнеса, которые ориентировались на другие группы в Кремле, а Богданчиков связан с группой Игоря Сечина».

Бизнес и власть неразделимы. По информации «НГ», идея президента о том, что бизнесу не место в списке ЕР, может быть инициирована региональной партийной номенклатурой, связанной с местным (зачастую криминальным) бизнесом. Свое нежелание делиться местами в списке со своими спонсорами они могли донести до замглавы администрации президента Владислава Суркова.

Политологи не считают эти слухи реальными. «Региональные партийные чиновники уже подверглись огромной чистке и подвергнутся еще большей чистке. Их самих вычистят раньше, чем бизнес», – считает Марков. С ним согласен и Алексей Макаркин: «Иначе бы бизнесменов вытесняли из списка десятками, а так – по самому минимуму». Макаркин вообще не считает, что бизнесмены серьезно теснили в списке единороссовскую номенклатуру.

Само появление президентской идеи о том, что бизнесу не место в списке ЕР, Марков не склонен связывать с внутрипартийными интригами. «Путин пытается разделить бизнес и власть. Его задача – максимально отделить бизнес от государственного управления. То есть бюрократия должна руководствоваться идеей служения, а не зарабатывания денег. А Макаркин уверен: «Не вошли в списки крупные собственники, которые персонифицируют собой свой личный бизнес. В списки ЕР, как и других партий, вошли люди, которые являются менеджерами или собственниками, по российским понятиям, средних компаний».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1759
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1309
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1495
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1544

Другие новости