0
1358
Газета Политика Интернет-версия

16.07.2012 00:00:00

Политреформа в Думе захлебнулась

Тэги: дума, политика, реформа


дума, политика, реформа Прощай, Охотный Ряд... До осени, до новых странных инициатив.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

В среду, как ожидается, президент Владимир Путин встретится в представителями думских фракций, чтобы подвести итоги парламентского года. Между тем нижняя палата ушла на летние каникулы под шумок очередного межпартийного скандала. Коммунисты в знак протеста покинули ее последнее заседание, не дожидаясь итоговой речи спикера. Возмутило их полное подчинение «Единой России» Кремлю, из-за которого с ней нельзя ни о чем договориться.

Напомним, что Госдума шестого созыва начала свое существование с заявлений партии власти о повышении роли парламента и обещаний нормального сотрудничества со всеми политическими силами. Показателем быстрого дрейфа ЕР в прежнее состояние приводного ремня администрации президента стала законодательная повестка первой думской сессии.

Она открылась вроде бы с утверждения политической реформы, а закончилась ливнем законов, направленных против оппозиции.

Уход фракции КПРФ из Госдумы под самый конец последнего заседания стал логичным завершением первой сессии нижней палаты шестого созыва. Причиной скандала стала вроде бы мелочь. Оппозиционеры просили перенести на осень отклонение одного законопроекта, в котором заинтересованы все партии. Речь идет о праве их руководства передавать вакантные думские мандаты любому кандидату из списка. Администрация прежнего президента была с этим согласна. Под документом подписались даже видные единороссы. Потом, правда, мнение Кремля изменилось. ЕР, понятно, заколебалась вместе с генеральной линией. Но оппозиция полагала, что надо все-таки обсудить эту проблему на встрече с Владимиром Путиным, назначенную на 18 июля. Однако, как уверяют коммунисты, партии власти была дана команда избавить президента от этих хлопот: отклонить закон 13 июля, чтобы темы для дискуссии в среду просто не было. Упросить единороссов обратиться наверх и разъяснить ситуацию не удалось. Даже звонок лидера КПРФ Геннадия Зюганова лидеру ЕР Дмитрию Медведеву не привел ни к чему. Тот сказал лишь, что мнение собеседника он услышал. В знак протеста против такого унижения коммунисты и покинули в пятницу зал заседаний.

Будни первой сессии шестой Госдумы вряд ли вызывали бы живой интерес, если бы на самом деле это не был первый парламент эпохи «нового Путина». Сам он, конечно, всегда отрицал, что такой термин к нему применим. Но тем не менее именно Путин еще на старте избирательной кампании объявил о начале политической реформы. Партии станет легче регистрировать, допускаться к выборам они будут беспрепятственно, избирать теперь будет можно также губернаторов и сенаторов. Вот такие планы были озвучены властью на фоне по-настоящему массовых протестов, которых страна не видала уже почти два десятка лет. Кроме того, напомним, Путин выступил с целым рядом газетных статей, где он действительно по-современному изложил свое видение острых проблем нынешней России. Большая часть предложенных новаций и модернизаций нуждалась в законодательном оформлении, а потому внимание думской работе было гарантировано.

А там тоже началась модернизация. От Путина уже прозвучало пожелание на тот счет, чтобы у законодательной власти появилось больше возможностей для контроля за исполнительной. Так что новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин, человек из путинской команды, не на пустом месте объявил: парламент – это, без сомнения, место для дискуссий. Нарышкин публично взял на себя обязанность повысить авторитет и роль парламента. И пригласил все партии, и представленные в нем, и в него не прошедшие, вместе заняться этим необходимым делом. Более того, готовить законопроекты, необходимые для проведения политической реформы, были приглашены даже представители несистемной оппозиции. Причем не только на Охотный Ряд, но и в администрацию президента. В общем, казалось, что возврат во времена «суверенной демократии», популярной в течение второго срока «старого Путина», невозможен.

Но чем ближе было 4 марта, тем яснее становилось, что «недолго музыка играла». Политреформа стала превращаться во что-то иное, а именно – в свою имитацию. Разрешенная многопартийность, как оказалось, нацелена прежде всего на действующие оппозиционные партии. Задача – максимально размыть их электорат. Попытка убедить власть в том, что мелкие партии должны иметь право создавать блоки, была отклонена. Именно тогда смысл инициативы стал понятен. Ну а когда подошло время принятия закона о выборах губернаторов, выяснилось, что затеян он в основном для того, чтобы обеспечить переназначение действующих региональных руководителей, но для виду оформить это как их избрание. Кстати, выборы сенаторов также оказались ненастоящими. По крайней мере это следует из законопроекта, представленного Путиным. Однако дезавуирование политреформы было, как говорится, «цветочками». «Ягодки» начались в начале мая. Весной Госдума руками «Единой России» стала принимать один за другим законы, которые кроме как репрессивными назвать трудно.

Напомним, что открылась эта «черная полоса» ужесточением правил проведения митингов. При этом произошла частичная отмена статьи 31 Конституции, гарантирующая гражданам право на мирные собрания. Ну а затем подошла очередь «иностранных агентов», «клеветников» и т.д. При этом парламентская оппозиция, к сожалению, продемонстрировала странную слабость. И дело даже не в количестве голосов, без которых в парламенте закона не примешь. Дело в том, что ни одна оппозиционная партия даже не попыталась выйти к обществу с альтернативной повесткой, а всего лишь более или менее удачно реагировала на вызовы единороссов. И если поначалу коммунисты и эсэры заикались о том, что они предлагают Госдуме заняться другими делами: острыми проблемами социальной сферы, потенциальными угрозами российской экономике в предкризисный период и т.д., – то потом они действовали исключительно реактивно. То есть выкатывается в ГД антиоппозиционный закон, но вместо того, чтобы его игнорировать и пиариться на чем-то более полезном, те же КПРФ и СР начинают против него заранее обреченную борьбу.

Таким образом, спустя полгода после начала работы новой Госдумы все-таки следует признать, что требование уличных протестантов о ее непременном роспуске, наверное, не такое уж и несправедливое. Партия власти и оппозиция, как теперь стало понятно окончательно, представляют собой хорошо сбалансированный коллектив, где каждый заинтересован в существовании другого – но не в каких-либо серьезных изменениях сложившегося расклада. И в такой ситуации вполне объяснима вроде бы на первый взгляд абсурдная логика оппозиции: мы обижаемся на ЕР, но управу на нее идем искать у Путина, прекрасно при этом понимая, что он и есть наш главный обидчик. Другой вариант поведения – выйти с поклоном к избирателям, предварительно отказавшись от бесполезных думских мандатов, – для российской оппозиции, похоже, немыслим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1098
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1318
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1570
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1138

Другие новости