0
5458
Газета Политика Интернет-версия

15.11.2013 00:01:00

Героев семибанкирщины все-таки вернут в историю

Тэги: школа, учебники, история, фальсификация


школа, учебники, история, фальсификация Историю вооружают современной идеологией. Фото Андрея Лыженкова/PhotoXPress.ru

Сегодня под эгидой Российского книжного союза будет образован Объединенный совет по общественной экспертизе учебников и учебной литературе. Создание совета – прямое следствие обсуждения в обществе Концепции единого учебника по истории России. Дискуссия давно перешагнула рамки профессионального сообщества учителей. Эксперты настаивают – речь идет о готовящейся фальсификации истории в угоду идеологическим догмам. Учителя и столичный омбудсмен Евгений Бунимович уверены, что пострадают в первую очередь дети. А будущая элита страны будет воспитана на ошибках.
В книжном магазине – стеллажи, плотно заставленные учебниками истории. На отдельных полках выстроились пособия и методические рекомендации. В спорах последнего времени о Концепции единого учебника упускается из виду важное обстоятельство – в школу он придет в окружении десятков пособий, разъясняющих ученикам суть событий далекого и не столь отдаленного прошлого. Сотрудник одного из крупных столичных магазинов Олег Тухтасынов демонстрирует корреспонденту «НГ» увесистую стопку обязательных изданий, сопровождающих учебник: программы, включающие не только перечисление событий, но и их трактовку; методические рекомендации для учителей, основанные на федеральных стандартах обучения; поурочные планы с подробным описанием того, что следует говорить ученикам; хрестоматии с текстами, подобранными под ту или иную теорию исторического развития… Тухтасынов говорит, что сегодня в продаже есть около 30 учебников истории, каждый из которых встроен в свою линейку пособий и рекомендаций.
   
По словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, «сейчас даже на рецензирование не принимаются и не берутся обычно школами учебники, когда нет всего так называемого методического шлейфа по самым разным предметам»: «Это может быть все что угодно – и раздаточный материал для школьников, и методичка для учителя, и хрестоматии, и электронное приложение. Которое уже и не приложение, а фактически электронный учебник. Здесь грани стираются…»
С появлением единого учебника книжное разнообразие на этом поле придет к концу. А пособия выстроятся в линейку – трактующую отечественную историю на один лад. Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян, возглавлявший работу над концепцией, сказал «НГ», что она дает свободу авторам единого учебника в трактовке событий: «У нас в первом варианте были перечислены разные персоналии. Потом начались прения: почему этого включили, а про этого забыли?.. И тогда мы приняли решение снять все фамилии. И сделали лазейку: прописали такой термин, как «семибанкирщина». Учитель или автор учебника могут в эту формулу включить того, кого предпочтут. Это ведь еще концепция, а не учебник. Можно вписать любого из представителей из олигархов – и Ходорковского, и Березовского».
С недоумением воспринял этот довод историк школы № 69 имени Булата Окуджавы, учитель высшей квалификации, победитель гранта Москвы 2012 года в сфере образования Сергей Ситкин. Он рассказал «НГ», как обсуждал концепцию с учениками – те не могли понять многих несообразностей концепции. Например: как можно убрать из истории понятие «татаро-монгольское иго» и написать вместо этого «власть Золотой орды»? Ведь эпоха татаро-монгольского ига настала раньше. Власти убирают этнический компонент. Но иго от этого никуда не денется, оно останется татаро-монгольским, замечает Ситкин: «В угоду региональной элите идет нарушение исторической правды. Это неправильно».
Разнообразие учебников истории может прийти к концу.	Фото автора
Разнообразие учебников истории может прийти к концу.
    Фото автора
Не могут понять ученики Ситкина и другой идеи авторов концепции: понятие «декабристы» заменяют «дворянской оппозицией». Старшеклассников интересует: как быть с упоминаниями в литературе поэтов-декабристов, кружков декабристов, жен декабристов?
Кстати, замечает Ситкин, в ответах ЕГЭ требуется информация «старого образца», основанная на прежних понятиях. Тоже все поменяют? «Это просто промывка мозгов. Та же история, что и с Днем народного единства. Которое – с кем? Против кого?» – полагает Ситкин. Все будет зависеть от учителей, считает собеседник «НГ»: «Те, кто имеет собственную позицию, будут подавать информацию объективно. А те, кто привык стоять по стойке смирно и преподавать всякую, извините, ахинею, поддержат новые веяния. И главной жертвой процесса окажется молодое поколение».
По мнению Ситкина, унификация истории рассчитана на перспективу: «Нынешняя молодежь – 10 и 11 классы, – воспитанная на разнообразии трактовок, еще имеет иммунитет к нашей действительности. А вот маленькие школьники – 5 и 6 классы – еще дети совсем, и поэтому они поверят в то, что им навяжут».
Споры о едином учебнике истории не имеют отношения к школе, уверен Евгений Бунимович: «Спор имеет отношение к государственной идеологии». Согласно закону об образовании, подчеркивает столичный омбудсмен, никто не может навязывать учителю один-единственный учебник. Проблема в том, говорит эксперт, что образовательная среда сегодня – это не только школы и даже не столько школы: «Это интернет-среда, фильм «Сталинград»… Такие вещи больше обучают наших детей, чем реальный школьный учебник».
Именно поэтому, утверждает Бунимович, в России 20 лет не могли утвердить стандарты образования: «Взрослые люди не могут договориться о более или менее общем взгляде на нашу историю. Это не имеет отношения к детям. И не зависит от того, что запишут в один учебник – все равно взрослые будут историю трактовать по-разному». Сегодня, считает эксперт, под видом написания учебника истории выстраивается государственная идеология: «Конечно, он будет инструкцией для учителей. Рекомендации министерства до сих пор воспринимаются в регионах как закон».
Обсуждение учебника – пропагандистская кампания, говорит Бунимович, и это объективный процесс, когда реальность хотят заменить видимостью таковой: «Заложниками ситуации становятся учителя и дети. Вместо патриотизма мы получим начетничество». Однако дети, напоминает собеседник «НГ», не набор болванчиков, которые будут воспроизводить себе подобных. Они видят, что происходит за окном, они живут в семьях, а главное – выходят в Интернет, пространство которого опровергает и фактуру, и трактовку событий в учебниках и пособиях. «Любое мелкое вранье единого учебника будет восприниматься как общий обман», – уверен детский омбудсмен.
Руководитель Всероссийского союза страховщиков, экс-глава Института современного развития Игорь Юргенс сказал «НГ», что продвинутый школьник всегда будет в Интернете, в море различных исторических оценок. Юргенс считает ошибкой догматический подход к истории в угоду правящей элите: «Есть опасность того, что догмы будут канонизированы. А общество – канализировано по вертикали так, что на учителя в партком и райком начнут жаловаться. И тогда мы вернемся в тоталитаризм, который взорвется опять. Пять–семь лет продержимся, но он опять взорвется, по той же причине, по которой взорвался предыдущий. Поэтому глупо считать, что в век Интернета кто-то напишет канонический учебник и по нему все дети будут учить историю своей страны».
Одобрение Концепции единого учебника истории – это одобрение непрофессионализма ее авторов, который будет отражен не только в учебнике, но и во всей сопровождающей его литературе. Сегодня, пока учебников много, задача этих книг – внести разнообразие в процесс обучения, научить школьников мыслить. А единая линейка – линейка и есть. Учит чему угодно, но только не работать головой.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1370
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
686
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3633
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2827

Другие новости