0
9334
Газета Политика Интернет-версия

22.10.2014 00:01:00

Чайка сможет приходить к Бастрыкину с проверками

Тэги: следственный комитет, статус, госдума, закон, генпрокуратура, юрий чайка, александр бастрыкин


следственный комитет, статус, госдума, закон, генпрокуратура, юрий чайка, александр бастрыкин Отношения между Юрием Чайкой и Александром Бастрыкиным отрегулировал президент. Фото РИА Новости

Госдума одобрила вчера инициативу президента о приведении закона о прокуратуре в соответствие с Конституцией РФ. Наиболее существенное изменение производится в кадровой политике: вертикаль теперь будет еще сильнее зависеть от Кремля. А наиболее громкое – наделение Генпрокуратуры правом проверять исполнение Следственным комитетом российского законодательства, хотя речи о расширении контроля за следствием по-прежнему не идет.

Депутаты проголосовали вчера в первом чтении за предложенные президентом Владимиром Путиным поправки к закону о прокуратуре. Формально они представляют собой в общем и целом технический документ, ведь еще в феврале этого года вступили в силу изменения Конституции, которыми помимо упразднения Высшего арбитражного суда произведено и обновление норм, связанных с прокурорской системой. В них и было указано, что глава государства становится более вовлеченным в кадровую политику надзорного ведомства. Именно на его решение отнесены теперь все ключевые назначения – от генпрокурора до прокуроров субъектов РФ. Эти новации и необходимо было закрепить в профильном ведомственном законе.

Однако вчера в Госдуме особое внимание было приковано не к этим положениям президентского законопроекта, а к трем упоминаниям в его тексте Следственного комитета России (СК). В документе говорилось о ведомстве Александра Бастрыкина в таком контексте, что теперь структура Юрия Чайки получает право его проверять с точки зрения соблюдения российского законодательства. Доселе, как выразился вчера депутат Госдумы из КПРФ Юрий Синельщиков (в прошлом зампрокурора Москвы), «руководство Следственного комитета не пускало Генпрокуратуру в свое здание для проведения так называемых общенадзорных проверок», хотя все остальные органы власти – даже такие могущественные, как  Минобороны или ФСБ, – для прокурорских ревизий были доступны. Коммунист злорадно констатировал, что «раз в Следственном комитете этого не понимали, пришлось это включать в закон».

Стоит отметить, что официальный представитель президента в Госдуме Гарри Минх эту тему в своем докладе минимизировал до неупоминания. А когда Синельщиков задал на эту тему вопрос, Минх отделался шутливой фразой – мол, Следкомитет подвергаться прокурорским проверкам станет в хорошей компании других федеральных ведомств. Однако зампред комитета ГД по безопасности Александр Хинштейн («Единая Россия») потребовал внести в ситуацию большую ясность: «Правильно ли мы понимаем, что этот закон устраняет существующую сегодня правовую неопределенность, восстанавливает справедливость и функции общего надзора со стороны прокуратуры теперь будут осуществляться и в отношении Следственного комитета? Таким образом, существующий сегодня дисбаланс, когда один конкретный орган не подпадает под общий надзор, то есть надзор за исполнением законодательства со стороны прокуратуры, устраняется?» Но и тут Минх предпочел не распространяться: «Отвечу кратко – да».

На Охотном Ряду в последние дни шли активные разговоры о том, что, дескать, Бастрыкин своим противостоянием с Чайкой сильно утомил президента, отчего тот и решил поставить в этом деле точку – отменить исключительное положение СК. 

Дело в том, что в профильном законе относительно него применено редкое для российского законодательства определение его статуса. Раньше – в 90-е годы – он давался разве что Центробанку, а вот теперь и СК был назван «федеральный государственный орган». Получается, под общий надзор Генпрокуратуры он формально действительно не подпадал. Кстати, первые статьи закона о Следкомитете построены таким хитрым образом, что если дальше его не читать, останешься в уверенности, что им руководит президент. 

Зампред комитета ГД по безопасности Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия») заявил «НГ», что тем не менее «на самом деле статус-кво в отношениях СК и Генпрокуратуры сохранен в прежнем виде». Депутат пояснил, что речь идет о праве прокуроров проверять, как следователи соблюдают, скажем, закон о госслужбе или нормы трудового права, все ли в порядке с предоставлением отпуска и т.п. «Ни о каком усилении процессуальных полномочий прокуроров и речи не идет, здесь по-прежнему сохраняется самостоятельность следственных органов», – отметил Горовцов.

По его мнению, гораздо более важными являются совсем другие изменения закона о прокуратуре. Скажем, касающиеся кадровой вертикали. Напомним, что, как теперь и прописано в Конституции, Совет Федерации назначает генпрокурора и его заместителей по представлению президента. Он, понятно, получает представления на кандидатов в замы от руководителя Генпрокуратуры. А региональные прокуроры ныне будут назначаться последним не самостоятельно, а указами главы государства. Предварительно же генпрокурор должен будет согласовать их с властями того или иного субъекта РФ. Главное же, что генпрокурор теряет право полновластия по отношению к своим подчиненным. Например, не сможет увольнять никого из своих замов и региональных прокуроров, потому что их назначил не он. Дисциплинарные взыскания налагать он сможет, но с обязательным уведомлением об этом президента.

«Ясно, что на практике он просто не будет этого делать, чтобы каждый раз не объяснять Путину, что за конфликты случились у него в ведомстве», – объяснил источник «НГ» в аппарате ГД, знакомый с тонкостями кадровой политики в исполнительной власти. По его словам, все эти подробно расписанные механизмы по-простому можно описать так – кремлевская администрация настоятельно рекомендует генпрокурору и регионам определенных людей, которых они потом, как положено, согласуют и представят президенту. «Власть Чайки над своей вертикалью, таким образом, ослабевает. Пока, конечно, рано судить, кто в противостоянии Следкомитета и Генпрокуратуры оказался победителем, а кто побежденным. Зато видна тенденция: Кремль более плотно берет в свои руки правоохранительные структуры», – пояснил собеседник «НГ».

А вчера в Госдуме не меньший интерес вызвало введение возрастного ценза в этой прокурорской вертикали. Ее глава не может быть моложе 35 лет, прокурор субъекта РФ – 30 лет, а городской или районный прокурор – 27 лет. Есть требование и по стажу, которое, впрочем, для низового уровня обязательным не является. Как и возрастной ценз. Дмитрий Горовцов объяснил, что нельзя основывать требования к должностным лицам такой серьезной структуры, как прокуратура, на взаимоисключающих нормах. По его мнению, молодость прокуроров – скорее недостаток.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
299
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
236
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1936
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1482

Другие новости