0
3861
Газета Политика Интернет-версия

17.05.2016 00:01:00

Губернаторы не хотят отвечать за кризис

Тэги: россия, губернаторы, регионы, худилайнен, олег тельнов, ерощенко, дубровский, хорошавин, тукмаков


россия, губернаторы, регионы, худилайнен, олег тельнов, ерощенко, дубровский, хорошавин, тукмаков Глава Карелии Александр Худилайнен отделился от правительства фигурой регионального премьер-министра. Фото РИА Новости

Последние четыре года региональные власти РФ демонстрируют приверженность двум разнонаправленным политическим моделям. В одних регионах губернатор исполняет еще и обязанности председателя правительства, а в других глава субъекта РФ назначает отдельного собственного премьер-министра. Скорее всего за первой моделью стоит необходимость преодолеть внутрирегиональные конфликты, а за второй – желание руководителей снять с себя ответственность за возможные трудности.

«Карелия идет вперед, трудно, но идет», – заявил недавно депутатам местного Заксобрания глава региона Александр Худилайнен, представляя им новую систему управления. Парламентарии без лишних споров поддержали его предложение вернуть пост председателя республиканского правительства и назначить на эту должность первого заглавы региона Олега Тельнова.

Официальная причина перехода на такую двуглавую систему исполнительной власти – необходимость оптимизации. Дескать, был учтен опыт других регионов, где она применяется. Скажем, в мае 2015-го депутаты Заксобрания Иркутской области поддержали аналогичное предложение своего тогдашнего губернатора – Сергея Ерощенко.

Однако есть и обратная тенденция – на совмещение полномочий губернатора и руководителя регионального кабинета министров. Например, Борис Дубровский, став во главе Челябинской области в 2014-м, решил избавиться от структур и должностей, дублирующих друг друга.

То есть обе эти разнонаправленные тенденции объясняются одинаково – потребностью в совершенствовании регионального управления. С одной стороны, может показаться, что все структурные реформы власти – это некое свидетельство неэффективности федеральных законов, которые не способны создать общий знаменатель для регионов. С другой стороны, вполне возможно, что причины вовсе не в оптимизации.

Понять, когда был дан импульс обоим трендам, очень сложно. Процесс выделения премьеров пошел с 2012-го – после избрания Владимира Путина президентом. Так, например, произошло с Ярославской областью, где у кабмина теперь собственный председатель. Постепенно сложилась некая тенденция, когда регионалы, похоже, копируют федеральную модель. Это видно даже по фотографиям, на которых руководитель субъекта РФ дает поручения «своему» премьер-министру.

Собственный председатель правительства – очень удобная фигура для губернатора. Сегодня в тех областях, где существует совмещение полномочий, вся ответственность лежит именно на руководителе региона. Появление же председателей правительств дает возможность для возложения вины на них. Нельзя также забывать и о том, что с возвращением выборов главы регионов несут ответственность и перед народом – то есть давление на них осуществляется практически со всех сторон.

Глава Челябинской области Борис Дубровский избавляется от дублирующих структур.	Фото с сайта www.gubernator74.ru
Глава Челябинской области Борис Дубровский избавляется от дублирующих структур. Фото с сайта www.gubernator74.ru

То есть реформы иногда упираются в тактическую необходимость. Так, например, произошло с Тельновым, который в статусе вице-губернатора взял на себя ответственность за провал программы расселения ветхого жилья. 

Или с председателем правительства Сахалинской области Верой Щербиной, занявшей этот пост в начале 2016-го. Сахалинский маневр скорее всего объясняется коррупционной историей экс-губернатора острова Александра Хорошавина.

По словам Щербиной, за губернатором теперь останутся стратегические функции, в то время как ей достанутся рутинные обязанности. И правда, эксперты не раз подчеркивали, что при двуглавой схеме премьер занимается внутренними вопросами, в то время как губернатор – статусными. Причем второй, таким образом, оказывается как бы под защитой.

А вот в Коми скандалы привели к другим результатам. Премьер Владимир Тукмаков был уволен в связи с утратой доверия, а руководитель региона Сергей Гапликов предложил совместить должности главы республики и председателя правительства. Таким образом, раскачивание «кадровых качелей» можно объяснить и имиджевыми причинами.

Но есть, судя по всему, достаточно и других оснований. Так, по традиции, председателем правительства становится первый замгубернатора региона. Министры также формируются из заместителей главы региона. То есть распределения полномочий де-факто не происходит – получается удобное для местных начальников несоответствие федеральному аналогу. Оно же свидетельствует о царящем в стране кадровом голоде и дефиците доверия. Порой в структуру правительства включается и глава администрации губернатора: тем самым он как бы курирует кабмин, не допуская роста влияния премьер-министра.

Следовательно, «трудное движение вперед», которое есть не только в Карелии, сопровождается откровенными бюрократическими ухищрениями. Желание скопировать федеральную модель управления приводит к тому, что по регионам вместе с экономическим кризисом расползается кризис ответственности: размывание полномочий не дает возможности спросить с власти. Консолидация же рычагов управления в руках губернатора, надо полагать, свидетельствует о сложной внутрирегиональной ситуации. Главы субъектов РФ, находящиеся в конфликте с местными элитами, пытаются замкнуть на себе все полномочия за счет централизации.

На деле же кадровые перестановки, управленческая неразбериха и коррупционные скандалы говорят о более значимых, если не сказать фундаментальных, вещах. Возвращение губернаторских выборов и одномандатных округов было расценено как послабление, как некий сигнал о децентрализации. В реальности же практически ничего не изменилось. Президент работает в ручном режиме, федеральное правительство не успевает выполнять его майские указы и не может проводить реформы – но вся критика сосредоточена именно на министрах. Губернаторы, чувствуя этот тренд, распространяют такую модель на свои регионы. Потенциально же опасный для власти уровень местного самоуправления целиком зачищается через упразднение института выборов – причем теперь не только мэров, но и представительных органов. Ситуация, таким образом, остается под контролем исполнительной власти – но не столько в плане повышения эффективности управления, сколько в области манипулирования электоратом.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
864
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
466
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2791
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2206

Другие новости