0
3697
Газета Политика Интернет-версия

10.06.2016 00:01:00

Москалькова сравнила российскую демократию с западной

Тэги: омбудсмен, татьяна москалькова, гражданское общество, государство, демократия, госдума, открытая трибуна


омбудсмен, татьяна москалькова, гражданское общество, государство, демократия, госдума, открытая трибуна На заседании дискуссионного клуба «Открытая трибуна» мнения на самом деле высказывались разные. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила, что в России демократия более развита, чем в странах Запада, потому что у нас граждане больше влияют на власть. В Госдуме прошло заседание дискуссионного клуба «Открытая трибуна», там был выдвинут ряд идей о дальнейшем усилении такого влияния.

Москалькова заявила на «Открытой трибуне», что созданная в последние годы российская модель взаимодействия гражданского общества и государства выгодно отличается от западной, где демократия сведена к минимуму: «У нас власть слушает общество, а общество влияет на власть». О высокой активности людей свидетельствует и количество обращений к омбудсмену – около 60 тыс. в год. «Государство идет навстречу обществу, так, суд удовлетворяет более 50% исков уполномоченного по правам человека, подающихся по просьбе граждан», – отметила она.

Но подчеркнула, что на диалог органы власти идут не всегда. Например, глава «Движения за права человека!» Лев Пономарев просил Департамент региональной безопасности Москвы о встрече по поводу митинга оппозиции 13 июня, но ему отказали. Судя по всему, омбудсмен таким образом отреагировала на статью «НГ» (07.06.16). Москалькова заявила, что «уход от дискуссии – это неправильно, всегда надо стараться разговаривать и находить компромисс с обществом».

Руководитель фонда «Историческая перспектива» Наталия Нарочницкая считает, что и у Запада есть чему поучиться, «но их золотой век прошел». Она рассказала, что сейчас в странах Европы идет давление на прессу, в частности, в Германии и Франции, особенно это проявляется в отношении журналистов, позитивно пишущих о России. Однако, заметила Нарочницкая, и у нас тоже не все гладко. Например, закон об НКО только отчасти правильный: название «иностранный агент» неудачное. 

Вчерашнее заседание «Открытой трибуны» действительно называлось «Гражданское общество в современной России». Отметим, что там в основном собрались близкие к власти политики и эксперты. Однако и они нередко критиковали нынешнее положение, высказывая весьма радикальные идеи. Например, председатель наблюдательного совета «Фонда содействия реформирования ЖКХ» Сергей Степашин заметил, что активность населения сегодня есть, институты власти у нас сформированы, остается только повысить роль парламента: ввести парламентский контроль, ограничить роль исполнительной власти и назначать министров только после одобрения Госдумы.

С ним был согласен представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский: «Всего 6%, судя по опросам, считают, что влияют на политику в стране, это катастрофически мало. Надо развивать такое общество, которое будет оказывать влияние на власть». Он отметил, что гражданское общество может развиваться как сверху, так и снизу. Примеры последнего – это профсоюзы и различные движения: и против системы «Платон», и против мигалок. Для развития же гражданского общества сверху, по мнению Барщевского, необходимо укрепить институт парламентского расследования, дать депутатам право в случае  резонансных дел назначать независимого прокурора. Указал он и на проблему независимости профсоюзов, и на незначительное количество референдумов.

Ему возразил зампред ЦИК РФ Николай Булаев: «У нас в стране каждое воскресенье проходят десятки референдумов, особенно много их в Татарстане. Люди сами решают: объединить ли два села в одно, построить ли колодец, с какого конца строить дорогу и т.д.». Отметим, что скорее всего Барщевский имел в виду совсем не такие референдумы. 

«К сожалению, все усилия государства или группы лиц, принимающих решения, направлены у нас на то, чтобы предельно затруднить развитие гражданского общества и поставить его в тяжелые условия», – заявил «НГ» член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский. По его мнению, государству гражданское общество в основном мешает, ведь оно критикует власть. Поэтому-то сейчас и введены всевозможные «запретительные законы», например, о митингах, об Интернете и т.д. Напомнил Шаблинский и об угнетенном положении НКО. Для развития гражданского общества, уверен правозащитник, нужно, во-первых, отменить репрессивные законы, во-вторых, обеспечить прессе полноценную свободу, а в-третьих, проводить свободные и честные выборы, которые обеспечат сменяемость власти и реальное разделение ее ветвей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
236
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
246
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
406
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
223

Другие новости