Майкл Уолц – больше не помощник Трампа по национальной безопасности. Фото Reuters
Одна из самых обсуждаемых политических новостей США – отставка помощника президента по национальной безопасности Майкла Уолца. Теперь его должностные обязанности исполняет госсекретарь Марко Рубио. Продлится ли такое очень необычное для США совмещение должностей или в окружении Трампа появится новый человек, остается загадкой. От того, как она будет разрешена, возможно, будет зависеть исход российско-украинского конфликта. Заниматься им, как любым другим конфликтом, в который США вовлечены, – прямая обязанность любого преемника Уолца.
Кадровые перестановки в команде Трампа ожидаются уже больше месяца, с того момента, как ее члены крупно проштрафились. В конце марта грянул скандал: выяснилось, что детали военной операции в Йемене высокопоставленные чины Белого дома обсуждали в незащищенном чате Signal. Более того, по оплошности лично Уолца туда был добавлен журналист, причем из тех, кто критикует президента США. По опыту прошлых лет известно, что Трамп обычно не спешит с кадровыми оргвыводами. Чиновники при нем лишаются постов спустя некоторое время после допущенных ими проколов, так чтобы отставка не выглядела сделанной под давлением. И все же расставание Трампа с Уолцем стало неожиданностью. В американской прессе предполагали, что президент охотнее сдаст главу Пентагона Пита Хегсета. За ним числились и другие промахи, кроме «Сигналгейта». К тому же его было проще заменить, а явных сменщиков Уолца не просматривалось.
Однако Трамп решил рискнуть. Уолц, вероятно, станет постпредом США при ООН. Вице-президент Джей Ди Вэнс, комментируя это решение, дал понять, что это не свидетельство опалы. Уолц-де не выпал из кадровой обоймы, просто перейдет на новый участок работы. На это, разумеется, не похоже. Две должности несопоставимы по своей значимости. Постпред при ООН – исполнитель решений, принятых в Белом доме, помощник по нацбезопасности – тот, кто в известной мере формирует внешнеполитический курс США.
За прошедшее с отставки время в прессе со ссылкой на источники появились утверждения, что претензии Трампа к Уолцу выходили за рамки «Сигналгейта». The Washington Post сообщила об их разногласиях по Ближнему Востоку. Якобы Уолц стал сторонником применения силы против Ирана. В этом его поддерживал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который считал, что иного способа раз и навсегда помешать иранцам обзавестись ядерным оружием нет. Трамп же сейчас осторожно прощупывает почву для переговоров с Тегераном. По данным CBS News, Уолцу предлагался пост посла в Саудовской Аравии. В команде Трампа это, пожалуй, более значимая позиция, чем постпред в ООН. Но Уолц, как утверждается, отверг данное предложение, предпочтя вовсе не ассоциироваться ни с Ближним Востоком, ни, вероятно, с российско-американским переговорным процессом. Напомним, что именно Саудовская Аравия была местом переговоров РФ и США. Их участниками с американской стороны были в том числе Рубио и Уолц.
Складывается ситуация, которой не было уже полвека, со времен Генри Киссинджера. Он совмещал посты госсекретаря и помощника по нацбезопасности, разные по своей сути. Глава Государственного департамента – это дипломат, руководитель внешнеполитического ведомства и всех входящих в него служб. Помощник по нацбезопасности совмещает функции эксперта (точнее – координатора работы экспертных групп) и силовика, в том числе разведчика. На эту должность стараются не назначать людей с прочными связями с государственной бюрократией или с политическими кругами. Тем более удивительна кандидатура Рубио. Он бывший член Палаты представителей, бывший сенатор, к тому же в недавнем прошлом – оппонент Трампа, в том числе по внешнеполитическим вопросам. Теперь же Трамп в интервью NBC News называет его даже одним из своих возможных преемников на посту президента.
Американские СМИ гадают, что означает это неожиданное возвышение Рубио. Агентство Bloomberg предполагает, что в ближний круг Трампа ему войти не суждено и человеком, способным влиять на главу государства, он не станет. Журналисты обращают внимание на то, что Рубио и Уолц были во многом единомышленниками. Они относились к приверженцам старой, идущей от Рональда Рейгана концепции внешней политики, характерной для Республиканской партии. То есть выступали за углубление сотрудничества с традиционными союзниками США и негативно относились к сближению с авторитарными режимами. Вместе с тем Рубио в отличие от Уолца в прошлом вполне однозначно негативно высказывался о российских властях. С приходом в команду Трампа он сменил характер своих комментариев о РФ, но не факт, что изменил свои убеждения.
Любопытную информацию распространила телекомпания CNN: на пост преемника Уолца рассматривался специалист по контактам с Кремлем Стив Уиткофф. Правда, он сам не горел желанием стать помощником по нацбезопасности. Возможно, Уиткофф передумал бы, обратись к нему Трамп напрямую. Но, утверждают в CNN, этого обращения не было.