Авиасообщение между Россией и Абхазией возобновилось. Фото РИА Новости
С 1 мая после 32-летнего перерыва Россия возобновила авиасообщение с Абхазией. Первый рейс выполнила компания «ЮВТ Аэро», на борту самолета Bombardier находились 49 пассажиров. Кроме того, в Сухум будут летать самолеты авиаперевозчиков Ifly и «НордСтар». На этом фоне российские туристические компании отмечают повышение интереса россиян к отдыху в Абхазии на 30–40%. В то же время критика со стороны Тбилиси и его партнеров оказалась умеренной.
Как рассказал «НГ» аналитик Антон Кривенюк, разговоры о восстановлении аэропорта велись с 2005 года, но завершить работы удалось только в 2024-м благодаря частному инвестору из России. «Воздушная гавань расположена за Сухумом по направлению к грузинской границе. Это депрессивный район. Даже на записи посадки самолета видны руины. Но ничего плохого в возобновлении работы аэропорта нет. Наоборот, это может стать стимулом для восстановления региона», – сказал эксперт.
Вместе с тем Кривенюк предположил, что наиболее популярным останется маршрут с пересадкой в Сочи. Например, в Москву оттуда можно улететь за 5–7 тыс. руб., а вылет из Сухума, по прогнозу аналитика, обойдется в два раза дороже.
Между тем МИД Грузии выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией. «Незаконное осуществление рейса российской авиакомпании в оккупированный регион Абхазия 1 мая 2025 года, а также так называемое соглашение, заключенное с оккупационным режимом о передаче и эксплуатации аэропорта Сухуми России, являются грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии», – сказано в заявлении ведомства. Также министерство призвало международное сообщество «должным образом оценить и адекватно отреагировать» на действия Москвы.
В свою очередь, вице-премьер и министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили подчеркнул, что компаниям, нарушающим закон об оккупации, запрещено работать в республике. «Все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты были использованы», – сказал он.
В связи с этим стоит отметить, что «Аэрофлот» сообщил об отсутствии у него планов начать летать в Абхазию. Авиакомпания заявила об этом после того, как Минтранс РФ распространил информацию, согласно которой авиаперевозчик может приступить к работе с 31 мая.
ЕС также осудил действия России. «Евросоюз еще раз подтверждает свою решительную поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ», – заявил пресс-спикер ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ануар Эль-Ануни.
Несмотря на это, секретарь Совбеза Абхазии Рауль Лолуа заявил, что международные нормы должны работать не на какую-то страну, а на людей. «В Грузии, ссылаясь на нормы международного права, объявили наш аэропорт вне закона, но нормы права должны работать на людей и для людей. Вопрос перемещения людей, их удобство – это главное, и мы это право реализуем вместе с Россией и с помощью России. А в Грузии должны смириться с тем, что Абхазия является независимым государством», – объявил Лолуа.
При этом он обвинил Тбилиси в двойных стандартах. Так, правительству «Грузинской мечты» не нравится, что некоторые страны Запада грозят ей санкциями, пытаясь ограничить тем самым суверенитет республики. Но как только речь заходит об Абхазии, Тбилиси прибегает к таким же методам.
Тем временем эксперты «НГ» заметили, что реакция ЕС на возобновление работы аэропорта в Сухуме оказалась не такой жесткой, какой могла бы быть, учитывая отношения между Россией и Западом. В частности, политический аналитик Гиа Хухашвили объяснил беззубую реакцию Брюсселя тем, что Тбилиси не хочет идти на конфронтацию с Москвой.
«Реакция Запада во многом зависит от реакции Грузии. Если Тбилиси говорит дежурные фразы, что остается делать его партнерам? Было бы странно, если бы в такой ситуации США и ЕС начали махать кулаками», – сказал эксперт.
При этом Хухашвили считает, что последние несколько лет правящая «Грузинская мечта» пытается войти в число лучших партнеров РФ. «Например, в Грузии ходят слухи, что Россия строит в Абхазии военную базу. Но официальный Тбилиси это опровергает и связывает проводимые там работы со строительством какого-то логистического центра», – рассказал Хухашвили.
Главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов согласен с такой трактовкой событий. Правда, он делает акцент не на противоречивом поведении «Грузинской мечты», а на нежелании ЕС поддерживать внешнеполитический курс властей республики.
«Брюссель не признает прошедшие в Грузии парламентские выборы, новое грузинское правительство и президента. В связи с этим грузинские проблемы перестали интересовать его, и он ограничился протокольным заявлением. Если бы у власти сейчас была экс-президент Саломе Зурабишвили и Тбилиси был готов воевать с Москвой, ЕС делал бы все, чтобы обострить ситуацию. В этом контексте тема аэропорта пришлась бы как нельзя кстати», – сказал Крылов.
В то же время эксперт посчитал заявления властей Грузии вполне умеренными. «Они против и продолжают призывать к восстановлению территориальной целостности своей страны, но на этом все. Ясно, что «Грузинская мечта» недовольна случившимся, но в эскалации конфликта она не заинтересована», – заключил Крылов.