После теракта в Кашмире индийские пограничники приостановили работу единственного контрольно-пропускного пункта между Индией и Пакистаном. Фото Reuters
Пакистан прибегнул к демонстрации силы на фоне обострения напряженности с Индией в Кашмире. Он провел испытание баллистической ракеты дальностью в 450 км. Ракета, по мнению экспертов, приземлилась либо в пустынном районе Пакистана, либо в Аравийском море, то есть не в Индии. А в Кашмире стороны вели огонь в направлении друг друга, но не прицельно, стремясь избежать расширения конфликта. Ведь Индия и Пакистан встречались на поле боя трижды и новой войны не хотят. Проблема в том, что Исламабад не признает своей ответственности за то, что террористы укрываются на контролируемой им земле.
Пакистан и Индия начали битву за Кашмир еще в 1947 году, после того как Британия провела раздел своей колонии на полуострове Индостан на два государства – Индию и Пакистан.
Повод к схватке дала система управления колонией, установленная Лондоном. Во многих регионах верховными правителями были махараджи, на которых Британии было легко оказывать давление. Именно так управлялся и Кашмир. Махараджа был индусом, а большинство населения исповедует ислам. В Пакистане тогда не стали запрашивать согласия Дели, сформировали «ополчение» и двинули его к главному городу Кашмира – Сринагару. Дели был вынужден перебросить в Кашмир части регулярной армии.
В тот период, а также после второй индийско-пакистанской войны образовалась линия фактического контроля, заменяющая границу. Причем каждая сторона доказывает, что обладает правом владеть всем Кашмиром. Таков бэкграунд трагедии, разыгравшейся в Кашмире около городка Пахалгам 22 апреля.
Боевики, вероятно, имевшие базу в пакистанской части Кашмира, проникли через линию прекращения огня, заменяющую границу, и убили 26 туристов. Это преступление вызвало волну возмущения в Индии. В социальных сетях люди требуют примерно наказать Пакистан.
В этой накаленной атмосфере заявление Исламабада о том, что он готов согласиться на беспристрастное расследование теракта, трудно принять всерьез. Куда более весомым знаком политики Пакистана стало испытание новой ракеты. Там не говорят, способна ли она нести ядерный заряд. Но поскольку и Индия, и Пакистан имеют арсеналы ядерного оружия, тест ракеты приобретает зловещий оттенок. Как передает агентство АР, комментаторы в обеих странах бьют тревогу: неужели дело может дойти до худшего варианта?
Пакистанское Минобороны заявило, что пуск ракетной системы Abdali был вызван необходимостью проверить, насколько готовы войска к ее применению, и осуществить тестирование навигационного оборудования. Президент Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министр Шахбаз Шариф поздравили участников испытаний с успехом. Этот жест, а также тот факт, что новая ракета названа именем Abdali, знаменитого мусульманского завоевателя Индии много столетий назад, служит свидетельством того, что Исламабад не только не желает хотя бы частично взять вину на себя за убийство, но готов раздувать националистические настроения среди своих граждан.
Сайед Али, военный эксперт, работающий в Исламабаде, попытался оправдать воинственные заявления пакистанских лидеров. Он сказал, что у пакистанской разведки якобы есть доказательства намерения Индии нанести удар. С другой стороны, его комментарий частично объясняет, почему Исламабад пригрозил ракетным ударом по Индии. Подоплека столь острой реакции Пакистана состоит в том, что Индия начала перекрывать доступ Пакистана к водам реки Инд. Договоренность, достигнутая еще в прошлом веке, позволяла пакистанским земледельцам орошать свои поля водами одного из притоков Инда. Индия после теракта, следы которого ведут в Пакистан, стала с помощью шлюзов сокращать потоки воды, текущей в Пакистан.
В свою очередь, Индия выявила связь Пакистана с организаторами теракта в Пахалгаме. Предварительный отчет Национального агентства расследований Индии (NIA) указывает на оперативную связь Межведомственной разведки Пакистана и террористической группировки «Лашкар-э-Тайба» (запрещена в РФ), которая разработала атаку. Об этом со ссылкой на источники в NIA сообщил индийский телеканал NDTV.
Последствия нападения на туристов ощутили на себе дипломаты обеих стран и простые путешественники. Дели и Исламабад обменялись выдворением части дипломатического персонала. Индия отменила визы, выданные пакистанцам для посещения страны. С учетом того что по обе стороны условной границы живут нередко члены одной семьи, это стало препятствием для их общения.
Тем не менее на пункте перехода между двумя государствами в районе Вагах, как и ранее, состоялась церемония спуска флага. Давно отработанный ритуал исполнили пограничники Пакистана и Индии.
Что это значит? The New York Times опросила ряд граждан Пакистана. Ее вывод: у пакистанцев много жизненных проблем – дороговизна, перекрытие дорог полицией и армией в тех местах, где орудуют сепаратисты или фанатичные приверженцы джихада. Поэтому молодое поколение – особенно студенты университетов – говорит: «Война – это последнее, что нам нужно, мы ее не хотим».
А какова реакция мировых держав? Россия призвала к разрешению конфликта дипломатическим путем. Убийство туристов в Кашмире уже повлияло на расписание заграничных турне индийских политиков. Ни премьер Индии Нарендра Моди, ни министр обороны Раджнатх Сингх не приедут в Москву на Парад Победы. Индию будет представлять замминистра обороны Санджай Сетх. Причина, как пишут СМИ Индии, как раз в том, что в Кашмире после убийства боевиками туристов идут перестрелки, политики обоих государств обмениваются угрожающими заявлениями. А Моди, вынужденный считаться с настроениями своего электората, добивается осуждения Пакистана в ООН и на других международных форумах.