0
2237
Газета Политика Интернет-версия

17.01.2017 00:01:00

100 дней после выборов

Глеб Кузнецов

Об авторе: Глеб Сергеевич Кузнецов – заместитель директора Национального института развития современной идеологии.

Тэги: госдума, политика, бюджет, правительство, дисциплина, законы


госдума, политика, бюджет, правительство, дисциплина, законы Фото пресс-службы Государственной Думы РФ

На новый, VII созыв Государственной думы возлагалось много надежд. Обновленный вполовину состав депутатов, одномандатники, от которых ждали свежего взгляда и свежих решений, широко анонсированная «новая роль» парламента в системе государственной власти и новый спикер, любящий и умеющий быть публичным политиком, давали оптимистам для этого хороший повод. Не меньше было и скептиков, считавших, что доминирование одной партии не позволит преодолеть инерцию традиционно невысокой роли парламента для России.

Первая сессия завершена, 100 дней после выборов – это как раз тот срок, когда принято подводить первые итоги работы в политике и администрировании. Что можно сказать о первых результатах Государственной думы VII созыва? Надежды – оправданны, скептики – посрамлены. Но только отчасти. Впереди – это очевидно – большая работа.

Главная формальная задача первой сессии нового созыва выполнена: бюджет страны на 2017–2019 годы принят. И его обсуждение стало важнейшей новеллой в парламентской деятельности государства. Перед началом непосредственного обсуждения бюджета проходили парламентские слушания, в которых приняло участие более 700 человек, представлявших интересы различных регионов, общественных объединений и групп интересов. В таком серьезном формате бюджет обсуждался впервые за много лет. Правительство получило партнера по совместной работе, сторону в диалоге, а не просто машинку для голосования.

Здесь для нас главное не цифры профицита и дефицита, а то, что Госдума проявила себя в бюджетном процессе как самостоятельный субъект политики. Представителям правительства пришлось отвечать на неудобные вопросы, статьи бюджета обсуждались реально остро, критика – и прежде всего из правительственной фракции «Единая Россия» – была не формальная, но вполне ощутимая для всех участников бюджетного процесса в смысле последствий. Ну и вишенкой на торте бюджетного процесса – 2017 стал отказ депутатов принимать несколько законов из правительственного «бюджетного пакета».

Сервильность Думы по отношению к правительству, похоже, остается в прошлом. И это бесспорный плюс к репутации парламента и достижение нового руководства Думы, которое весьма активно и последовательно взялось не только за «внешний образ» палаты, но и за ее внутренние рабочие алгоритмы и традиции.

Важным направлением работы руководства новой Думы стало, как это ни странно звучит в отношении такого серьезного органа, как парламент, ужесточение трудовой дисциплины. Конечно, Государственная дума – это не армейское подразделение, но депутатов пытаются сделать немножко солдатами. В декабре прошлого года парламентарии утвердили поправки в регламент, вводящие штраф за отсутствие депутатов на пленарных заседаниях без уважительной причины, обязали депутатов лично рассматривать запросы избирателей, начата борьба с порочной практикой «голосования по доверенности». Еще раньше президент подписал закон, позволяющий лишать депутатов Госдумы мандатов за 30 дней прогулов и утрату связей с избирателями. Количество заграничных поездок, так называемого парламентского туризма тоже серьезно урезано.

Госдума – не элитный клуб по интересам, который можно посещать, а можно уделять время своим более важным делам. Не всем депутатам нравится система работы, они жалуются на перегруженность. Но обратного пути уже не будет, поправки в регламент будут действовать еще как минимум год, и мало сомнений, что их действие будет продлено.

Нужно понимать, что дисциплинарные меры новой Думы – это не банальное желание видеть людей на своих рабочих местах в их рабочее время, их цель – прежде всего повышение качества законотворческого процесса. Законотворчество – это ежедневный ответственный и кропотливый труд, которому надо посвящать всего себя, к которому надо относиться максимально серьезно. И тогда качество законов будет выше, и уважения к их «производителям» будет больше.

Банальность? Бесспорно. Но внедрение этой банальности в депутатские головы, привыкшие в конце дня «голосовать пакетом» за весь комплекс рассмотренных в течение дня законов, регулирующих самые разные стороны жизни страны, отдавать карточки для голосования «во фракцию», неделями не появляясь на рабочих местах, не такое простое дело.

Непростое, но и не безнадежное. И оно движется. В первую сессию новой Госдумы скорость «выдумывания» новых законов снизилась. Сами депутаты на первой сессии стали авторами только 40% из рассмотренных инициатив, соответственно снизилось и количество законодательных проектов, прошедших первое и второе чтение. С другой стороны – снизилось и количество «забракованных» из-за несоответствия формальному регламенту законопроектов, служивших лишь в целях личного пиара депутатов или политических партий.

Эти новации были восприняты избирателями очень позитивно: людям нравится и стилистическое, и содержательное изменение процесса законотворчества. Данные соцопросов свидетельствуют о росте одобрения гражданами деятельности депутатов.

Другой важной новацией стало стремление нового думского руководства расширить роль общественной экспертизы законопроектов, выстроить более эффективно взаимодействие с экспертным сообществом и различными группами интересов. Новая Дума с подавляющим большинством единороссов (343 мандата из 450) рисковала бы превратиться в исключительно совещательный орган, но руководство палаты понимает, что этого допустить нельзя.

Что касается всех, должно обсуждаться всеми. Парламент – место для дискуссий, место для диалога. Законодательные инициативы должны обсуждаться всеми заинтересованными сторонами – политическими силами, социальными группами, профессиональными сообществами. Каждый гражданин и каждое мнение значимы и должны быть представлены в Думе и шире – в политической системе страны. Вячеслав Володин инициировал процесс повышения значимости «общественной экспертизы» законопроектов. Научное, вузовское сообщество, группы общественного лоббизма получат площадку для обсуждения того, что они считают значимым, и будут участвовать в общественной экспертизе новых инициатив, чтобы на этом этапе увидеть и оценить неочевидные риски тех или иных решений. Ведомственному же лоббизму, принятию проталкиваемых министерствами законопроектов без обсуждения Государственная дума намерена создать максимум сложностей и препон, превращая «парламентские слушания» в действительно значимый этап подготовки новых законов. Хотя, конечно, традицию той самой сервильности законодателя по отношению к администратору преодолеть будет непросто.

Государственная дума должна ориентироваться и взаимодействовать не только с удобными ей «слоями населения», но и с теми, кто депутатов не любит, не уважает и в каждой их законодательной инициативе видит подвох. Логика «собака лает – караван идет» не может и не должна быть руководством к действию у депутатов, чья задача представлять общественные интересы. И объяснять себе и другим, что «они нас все равно не любят, так чего с ними разговаривать» – абсолютно контрпродуктивно. Депутаты должны буквально «брать слово и битый час доказывать», не бояться идти в самые разные, даже враждебные аудитории и медленно, шаг за шагом переламывать эту враждебность. Полагаю, что проблема определенной самоизоляции Государственной думы от нелояльных аудиторий и неудобных тем решаема. И скоро мы увидим много новых лиц прежде всего из числа депутатов-одномандатников, способных адекватно и убедительно представлять позицию палаты где угодно, в любом самом остром споре.

В целом же по результатам первой сессии Государственной думы VII созыва можно констатировать, что палата возвращает себе свою полноценную конституционную роль законодательного и представительного органа власти, постепенно избавляясь от репутации «бешеного принтера».

И люди это почувствовали: по итогам очередного опроса ВЦИОМа в декабре 2016 года уровень одобрения деятельности Госдумы среди граждан России вырос на 12% – до 52% (с 40% в сентябре прошлого года), в то же время уровень негативного восприятия снизился с 43 до 33%. Россиянам нравится новая Дума. Впереди у Думы и ее спикера Вячеслава Володина еще много подводных камней и сложностей, но уже сегодня для претворения в жизнь идеи «нового парламента» делается очень многое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1640
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
803
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4088
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3175

Другие новости