0
233
Газета Политика Печатная версия

24.12.2025 20:48:00

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

Тэги: адвокатское сообщество, опрос, требование о юридической специализация

Оnline-версия

адвокатское сообщество, опрос, требование о юридической специализация Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина понимает озабоченность региональных коллег. Фото с сайта www.fparf.ru

Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ провела в регионах опрос об отношении к возможному решению официально установить для членов корпорации требование о юридической специализации. Большинство – почти 70% – выступило против формального ее закрепления. Как выяснила «НГ», у широких адвокатских масс есть опасения, что это может сузить сферу профессиональной деятельности до какой-то одной отрасли права. В ФПА заверяют, что подобных ограничений и не планировалось.

ФПА пыталась найти через опрос региональных коллег ответ на вопрос, надо ли утверждать специализацию адвоката официально. Сейчас, как ранее уже писала «НГ», каждый юрист может рекламировать себя как специалиста в любой отрасли права без каких-либо подтверждений с его стороны (см. «НГ» от 14.12.25). В ФПА считают, что эту ситуацию можно было бы разрешить как раз через введение специализации.

Кроме того, формальное признание компетенции и опыта в том или ином определенном направлении упростило бы и гражданам выбор адвоката. Это станет особенно актуально, если все-таки будет введена адвокатская монополия на судебное представительство. А еще указание на специализацию могло бы оказаться для юристов полезным инструментом и для продвижения своих услуг.

Однако по этому поводу обнаружилась серьезная поляризация адвокатского сообщества. 69,4% участников опроса высказались против официального признания специализации. Многие юристы, как выяснила «НГ», опасаются, что такое регулирование может поставить их в жесткие рамки: если специализация станет обязательной, то им придется сосредоточиться только на одной отрасли права. А значит, существенно сузить сферу профессиональной деятельности. 24% поддержали идею специализации, при этом многие из них считают, что ее необходимо подтверждать дополнительным обучением и специализированным экзаменом. 6,6% респондентов еще не определились со своей позицией. При этом около 76% не считают целесообразным учитывать специализацию при сдаче квалификационного экзамена для получения статуса адвоката. А 90,6% опрошенных не видят необходимости ограничивать адвокатов в выборе специализации.

Комментируя эти результаты, президент ФПА Светлана Володина обратила внимание на данные анкетирования в связи с законопроектом Минюста о профессионализации судебного представительства. Тогда из 4,9 тыс. респондентов лишь 495 заявили, что работают без привязки к конкретной специализации. Она предположила, что скептическое отношение связано с опасениями, что в том случае, если придется выбирать одно или несколько узких направлений, это потенциально лишает адвоката возможности заниматься другими категориями дел. Хотя на самом деле это не так, подчеркнула Володина. И напомнила, что в любом случае адвокатура идет к тому, что специализация, которую многие сегодня указывают на личных и коллективных сайтах, должна будет подтверждаться и указываться в едином реестре.

Как пояснила, в свою очередь, автор данного исследования юрист Галина Бычковская, текущая ситуация характеризуется правовой неопределенностью. Де-факто специализация есть, но де-юре она не закреплена. В то же время, заметила она, и поправок в закон об адвокатуре, которые касаются специализации, не представлено, а потому вполне логично, что большинство адвокатов пока высказались отрицательно. Таким образом, уверена Бычковская, есть необходимость дальнейшей проработки вопроса.

Поэтому в ФПА сейчас решили изучить опыт введения адвокатской специализации в странах СНГ. Недавно, например, прошел круглый стол, где обсуждался успешный опыт Армении. Там лицензия адвоката универсальная, он может работать в любой отрасли права. Специализация указывается только в реестре, но определяется по волеизъявлению адвоката, причем нет ограничения на число направлений.

Адвокат Волгоградской области Мария Перепелица напомнила «НГ», что, с одной стороны, в законе нет понятия о специализации, а с другой – многие адвокаты ее добровольно указывают. Потенциальные доверители, как правило, интересуются сферой деятельности адвоката перед заключением соглашения, но проверить это заранее и объективно зачастую не представляется возможным. А то, что большинство высказалось против введения специализации, вполне понятно: юристы опасаются собственноручно ограничивать свою профессиональную деятельность, а значит, рисковать объемом клиентуры и снижением доходов. И особенно это актуально, подчеркнула Перепелица, для адвокатов из небольших городов, где объем рынка юридических услуг и так небольшой.

Она считает, что подобные опасения можно было бы устранить, сохранив за адвокатами право работать по всем категориям споров. То есть специализация должна стать дополнительным инструментом, а не жестким ограничением. Причем, заметила Перепелица, возможность указать в реестре адвокатов информацию о том, на какой категории споров он специализируется, – это достаточно эффективный механизм в том числе и для продвижения своих услуг. Сама она считает, что специализация должна подтверждаться именно фактом прохождения дополнительного обучения по выбранному направлению. Иные же варианты – специализированный экзамен, учет стажа работы или количество рассмотренных дел – в той или иной степени будут противоречить положениям действующего закона. Но в любом случае, настаивает Перепелица, не следует ограничивать количество направлений для специализации.

Как сказал «НГ» управляющий партнер адвокатского бюро «Немовы и партнеры» Александр Немов, результаты опроса свидетельствуют сами за себя. Вполне понятно, что в начале профессионального пути молодые адвокаты, как правило, стараются наработать клиентскую базу, берясь практически за любые дела. И только потом начинают приходить к выводам о собственной специализации. При этом, по наблюдениям Немова, среди адвокатов существует определенная обеспокоенность скорее из-за отсутствия требований о специализации. Они опасаются, что это может восприниматься рынком или соответствующими госорганами как некий недостаток, несмотря на то что у всех адвокатов единый профессиональный статус. Однако есть еще и такое опасение: что именно будут считать подтверждением специализации. Стаж, количество дел, обучение, экзамены? А кто и как будет это оценивать?

Сам Немов считает, что причин для серьезных опасений нет: ФПА не навязывает данную инициативу сверху, а ведет открытый диалог с коллегами. Он также обратил внимание на такую потенциальную пользу от специализации – ее указание в реестре будет легальным способом подчеркнуть профессиональные компетенции. А это уже дополнительное преимущество при поиске клиентов на рынке юридических услуг. 

Адвокат Екатерина Тютюнникова напомнила «НГ», что современная юридическая практика действительно становится все более сложной. Законодательство постоянно претерпевает изменения, и адвокатам приходится углубленно изучать отдельные отрасли права для профессионального роста. Со временем каждый специалист находит те направления, в которых чувствует себя наиболее уверенно и где он накопил достаточный опыт. Однако, по ее мнению, превращение такого выбора в обязательный стандарт не самое оптимальное решение. Дела, с которыми сталкиваются адвокаты, редко бывают однородными. И если ограничить профессионала одной узкой специализацией, это может снизить широту его взгляда и затруднить прогнозирование развития событий. При этом, заметила Тютюнникова, «сознательный выбор узкой сферы деятельности – это законное право каждого адвоката и важный шаг на пути к профессиональному мастерству», однако это когда специализация выбирается добровольно.

Она разделяет опасения, что принудительное деление на категории может привести к излишней бюрократизации и ограничить возможности оказания комплексной юридической помощи клиентам. При этом ФПА уже не раз подчеркивала, что обсуждение темы специализации адвокатов не подразумевает введения ограничений для их профессиональной деятельности. Но если адвокат желает указать свою специализацию в реестре, то он будет обязан предварительно подтвердить свою компетентность. Тютюнникова согласна с тем, что специализация должна быть инструментом для профессионального самоопределения адвоката, а не требованием законодательства.


Читайте также


Лукашенко не держится за власть "посинелыми пальцами"

Лукашенко не держится за власть "посинелыми пальцами"

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии назначил новых генпрокурора и главу Следственного комитета

0
1397
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1797
Кремль и Запад формулируют свое отношение к мирному процессу

Кремль и Запад формулируют свое отношение к мирному процессу

Геннадий Петров

Разрешение российско-украинского конфликта в Москве и Брюсселе видят принципиально по-разному

0
2471
Американцы решили помочь Южной Корее наладить диалог с КНДР

Американцы решили помочь Южной Корее наладить диалог с КНДР

Надежда Мельникова

В Сеуле не определились, нужно ли строить отношения с Пхеньяном с оглядкой на Вашингтон

0
1780