0
1351
Газета Печатное дело Интернет-версия

31.05.2000 00:00:00

И музыкой, и словом


Мария Юдина. Лучи Божественной любви. Литературное наследие. - М. - СПб.: Университетская книга, 1999, 815 с.

Рождением в жизнь вечную назвал священник Николай Ведерников день кончины Марии Вениаминовны Юдиной - 19 ноября. В течение 29 лет на панихиду по Марии собираются те, кто знал и любил ее, и те, кто испытал воздействие ее личности позже.

Ко дню рождения Юдиной (9 сентября) вышла книга, основным разделом которой стало ее литературное наследие. Лучшего подарка Мария Вениаминовна и не пожелала бы, поскольку ей очень хотелось, чтобы слово ее в неурезанном виде дошло до читателя. Не только безденежье в период опалы заставляло ее нести рукописи, письма друзей и черновики своих писем в рукописный отдел тогдашней "Ленинки". Она надеялась, что все это будет востребовано, и своими литературными трудами очень дорожила. Друзьям говорила, что пишет акафисты, или краткие зарисовки о тех, кому считала себя недостойной завязать ремень обуви. Первым в этом ряду для нее был "универсальный гений и мученик" священник Павел Флоренский (преклонение и поклонение - свойство ее натуры, а не поза, как думали поверхностно знавшие ее люди). Воспоминания о тех, с кем дружила Юдина, работала, у кого училась, для кого играла, написаны сочно, солнечно, с большим чувством юмора или неизбежной печалью.

Мария Вениаминовна умела помогать людям жертвенно, с безграничным милосердием. Устраивала на работу, давала деньги, искала сиделку в больницу, вызволяла из тюрьмы или добивалась смягчения приговора. Если и это не удавалась, отправляла посылки в места заключения, пристраивала детей арестованных. К делам доброделания привлекала друзей и учеников, не переносила равнодушия и безразличия. Она старалась нести своей игрой утешение, особенно на многочисленных в последние годы жизни панихидах. Считала, что вне человеколюбия мы умираем.

Любимыми композиторами Марии Вениаминовны были Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс. Не любя Рахманинова, очень ценила его "Всенощную". Часто исполняла "Картинки с выставки" Мусоргского и "В монастыре" Бородина. А когда ей ставили в упрек чрезмерное увлечение новой современной музыкой (за что и от сцены несколько раз была отлучена), отвечала, что нельзя в век Эйнштейна жить по учебнику Краевича. С живейшей любознательностью вникала в новые направления искусства. Спешила разучить и донести до слушателя музыку Стравинского, Локшина, Волконского, Денисова, Губайдулиной, Бартока, Кшенека и многих других современных композиторов. Юдина считала, что слушание музыка, а тем более непривычной, - не развлечение, а нелегкий труд. Исполнительство Марии Юдиной было явлением, окрашенным присутствием Божиим, поскольку путь к Богу она в юности нашла через музыку и проповедовала и музыкой, и словом. Впервые опубликованный полностью юношеский дневник Марии Вениаминовны - свидетельство ее духовного пути. Для многих музыкантов, современников Юдиной, сначала была музыка, потом Бог. Мария Вениаминовна, человек глубоко верующий и церковный, считала, что творчество вне религии невозможно. Она мужественно перенесла изгнание за веру с преподавательской работы из Ленинградской и позже Московской консерваторий.

В статье немецкого музыковеда Штуккеншмидта, помещенной в первом разделе книги, говорится о широчайших связях Юдиной с людьми искусства и науки и сделан парадоксальный вывод: "Может быть, необходимо диктаторское давление и скованная свобода духа, чтобы могли возникнуть и расцвести такие характеры". А Мария Вениаминовна была человеком свободным и бесстрашным. Администраторы концертных залов боялись ее выступлений - как бы чего не вышло. В последние годы помимо музыки она часто читала со сцены стихи опальных поэтов. Она имела право быть ни на кого не похожей, ни в игре, ни в поведении, ни в одежде, "ни единой долькой не отступаться от лица" (Борис Пастернак).

Если бы не "культовое отношение" Анатолия Михайловича Кузнецова, составителя этой книги, к Марии Вениаминовне Юдиной, с которой он имел счастье общаться последние пять лет ее жизни, могла бы и прерваться тонкая нить людской памяти. В прошлом году Кузнецов участвовал в организации многочисленных концертов, конференций, философских и музыкально-литературных вечеров в ее память. Он настойчиво просил писать о Юдиной всех, кто ее близко знал. Его стараниями был издан в 1978 г. сборник "Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы", бесценным содержанием которого стали рассказы о пианистке ее друзей и коллег, многих из которых уже нет. И среди них первые ученики Марии Вениаминовны из Ленинградской консерватории. Им и посвящена новая книга. Жаль, что среди замечательных фотографий сборника (из них и весьма редких, Мария Вениаминовна и митрополит Антоний Сурожский, портрет пианистки работы Напельбаума) нет почерка Юдиной, крупного, размашистого, летящего во все стороны. Как будто ее мысли стремились вырваться за пределы листа, как и сама она, по мнению Михаила Бахтина, она "никак не могла уложить себя <...> в какую-то специальность".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
967
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
502
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2945
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2331

Другие новости