0
1914
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.03.2006 00:00:00

Тайна Востока

Сергей Фирсов

Об авторе: Сергей Львович Фирсов - профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Тэги: омархали, йезидизм, из глубины тысячелетий


Ханна Омархали. Йезидизм. Из глубины тысячелетий. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005, 192 с.

Книга Ханны Омархали «Йезидизм. Из глубины тысячелетий», как следует из аннотации, «посвящена одной из самых таинственных религий Востока», и с этим действительно трудно не согласиться. В самом деле, давно стало аксиомой утверждение, что к монотеистическим религиям принадлежат иудаизм, христианство и ислам.

Однако автор в качестве базового тезиса книги говорит о йезидизме как об одной из древнейших монотеистических религий мира. При этом она не забывает подчеркивать, что эта религия по причине своей закрытости в течение многих веков была неизвестна и непонятна адептам иных вер. От непонимания до неприятия, как показывает история, – один шаг. «Йезиды выражали религиозную уникальность народа курдов, – пишет Омархали, – самим фактом своего существования они свидетельствовали о наличии «альтернативного» национального существования. Может быть, поэтому йезидизм веками преследовался представителями господствующих религий и центральной властью».

Итак, йезидизм – это исконная религия курдов, хотя ныне ее исповедуют не более 1 млн. человек из почти 40 млн. народа. Эта религия отрицает возможность приобщения к ее ценностным установкам уверовавшего чужака, а религиозная практика основана на кастовом делении теократического йезидского общества. Все йезиды делятся на духовенство (касты шейхов и пиров) и мирян (каста мридов). Даже браки между представителями различных каст запрещены. Служителями культа в йезидизме, т. е. духовными лицами, становятся не после получения специального образования, а по праву рождения: «В йезидской семье религиозным знаниям обучает отец, дядя, дедушка и т. д.». Основные обязанности представителей двух первых каст – совершение религиозных обрядов, связанных с рождением, свадьбой и смертью человека, а также проведение религиозных праздников (к слову, долгое время только духовенство у йезидов наделялось правом чтения и толкования священных текстов).

Как пишет Омархали, «по этой причине эти тексты не имели всеобщего распространения и не влияли на повседневную религиозную жизнь йезидов». Таким образом, автор показывает читателям йезидизм как «наследственную веру», имеющую общие истоки с зороастризмом – древнейшей из мировых религий откровения. Не случайно йезиды, как и зороастрийцы, почитают Солнце – источник жизни и видимое присутствие Бога на земле, получая наименование «огнепоклонников».

Данное обстоятельство заставляет обратить внимание на то, как йезиды понимают монотеизм. Автор в своем переводе приводит одну из молитв, посвященных Господу, в которой есть такие слова:

«Бог един.
У Него нет соратников.
У Него нет друзей.
О, Господь,
Ты не от кого не [рожден] и
Никто от Тебя не [рожден].
О, Всевышний,
Ты – Повелитель
Ночи и дня.
О, Боже, только Ты таков,
Лишь Ты достоин
восхваления».

Однако, согласно йезидским представлениям, Бог миром правит не один, а с семью ангелами, созданными Творцом и помогавшими ему при сотворении мира. Автор специально останавливается и на роли Шейх Ади – религиозного реформатора, жившего в конце XI – первой половине XII вв.

Примечательно ее замечание о том, что Шейх Ади слушал в Багдаде проповеди брата одного из величайших мусульманских богословов того времени – Абу Хамида ал-Газали – Ахмада Газали, в которых утверждалось, как Иблису (шайтану) было велено поклониться созданному Богом человеку – Адаму, «однако он отказался, поскольку это предполагало поклонение «не Господу». Подобные идеи существуют в йезидизме и сейчас.

Шейх Ади скончался в Лалеше – святилище всех йезидов, находящемся близ города Мосул, где, согласно йезидской мифологии, Господь создал земную твердь. Легенды, связанные у йезидов с именем Шейха Ади, весьма показательны. Есть поверье, согласно которому он после смерти вознесся на небо. Верующие убеждены в том, что, «не имея ни отца, ни матери, он был послан Богом научить и наставить избранный народ, чтобы тот не сбился с пути». Таким образом, в представлении йезидов (по крайней мере значительной их части), Шейх Ади – некто больший, чем просто пророк, скорее – «Сын Божий».

Омархали затрагивает также и вопросы йезидской космогонии, отдельно рассматривая важнейший символ йезидов образ Тауси-Малака – «Ангела-Павлина». Согласно их представлениям, Тауси-Малак был создан первым из семи ангелов еще до сотворения земли. Существуют его изображения в виде павлина, причем голову венчает хохолок в виде трехчастной короны, символизирующей троичность как основной принцип в йезидизме. Отдельная глава посвящена изложению пяти религиозных принципов (заповедей), изложенных в Символе веры. Согласно этим принципам, у каждого верующего должен быть пир, шейх, духовный мастер, наставник и брат/сестра по загробной жизни.

Разумеется, многие вопросы остались за скобками исследования, в частности вопрос об отношении йезидов к иноверным монотеистам и возможности спасения для них. Не рассматривалась и проблема религиозных внутрийезидских конфликтов (или причины отсутствия таковых). Винить в этом автора, убежден, не правомерно. Книга Ханны Омархали – лишь начало, безусловно, удачное, дальнейших работ о религии, такой же загадочной и сложной, как и судьба до сих пор не имеющего своей государственности курдского народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
662
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
1058
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1634
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1161

Другие новости