0
1596
Газета Тенденции Интернет-версия

05.03.2003 00:00:00

Смутный объект желаний

Николай Шабуров

Об авторе: Николай Витальевич Шабуров - директор Центра изучения религий РГГУ.

Тэги: теология, религия, наука, полемика, журавский


Статья Александра Журавского имеет по крайней мере одно достоинство: она кратко и достаточно ясно формулирует идеи, с некоторых пор буквально носящиеся в воздухе. Прежде чем приступить к их анализу, определимся с основными терминами.

Религиоведение - это совокупность научных гуманитарных дисциплин, изучающих религию и религиозные феномены как явления культуры, социальной реальности, индивидуального и общественного сознания, человеческой жизни в конце концов. Что касается теологии, то ее удачное определение принадлежит Сергею Аверинцеву: "Теология - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии - концепция личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через свое "слово", почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма┘"

По мнению Александра Журавского, современный период в истории России характеризуется изменением приоритетов в религиозной политике государства: "┘в этой ясной и четко сформулированной политике иным (более значимым и правовым образом закрепленным) будет место традиционных российских конфессий, ибо государству необходимо искать факторы социальной устойчивости. Игра в политкорректность слишком дорого стоит".

Однако "ясной и четко сформулированной политики" государства в религиозной сфере как не было, так и нет. Поэтому осмысленный разговор можно вести, опираясь на Конституцию и действующее законодательство, а не на флюиды, идущие от администрации президента. "Правовым образом закрепленное место традиционных российских конфессий" пока является лишь желанием номенклатурных руководителей означенных конфессий, их лоббистов и ревнителей "державной идеологии". Законопроект о традиционных конфессиях, проталкиваемый в Думе Александром Чуевым, имеет смутные перспективы. Конечно, его могут принять - принимались и худшие законы, однако мы бы посоветовали Александру Журавскому не выдавать желаемое за действительное. Оставляем на совести автора выпад против политкорректности. В стране, где можно без всяких опасений публично оскорблять любые не нравящиеся тебе меньшинства, борьба с политкорректностью особенно уместна┘

Журавский пытается скомпрометировать религиоведческое сообщество, утверждая, что оно является, во-первых, преемником советского научного атеизма ("Характерно, что в религиоведы пошли бывшие преподаватели научного атеизма и марксизма-ленинизма, в теологи - представители гуманитарных наук┘ и священнослужители"), во-вторых же, - продуктом ельцинской эпохи, когда "государство стало питать к религии смешанное чувство, состоящее из религиозного невежества, религиозной всеядности, неосознанной вины за былые преследования и дремучего атеизма, стыдливо скрываемого за секулярной терминологией просвещенного гуманизма и так называемой "светскости". Утверждения эти вызывают, мягко говоря, недоумение.

Что собой представляет современное российское богословие? Русская богословская наука была полностью разгромлена после революции 1917 года. Конечно, в эмиграции были созданы духовные школы и проходила деятельность многих выдающихся богословов. Но где их наследники и продолжатели в современной России? Попробуем перечислить: священник Валентин Асмус, иеромонах Григорий (Лурье), А.Дунаев, епископ Иларион (Алфеев), священник Георгий Кочетков, А.Сидоров. Это все (или почти все) - не относить же к богословию агрессивную публицистику дьякона Андрея Кураева? При этом интересы всех вышеперечисленных авторов (за исключением Кочеткова) относятся к сфере патрологии, которая является фундаментом православного богословия, но не может заменить его.

Теперь о религиоведах. Назову тех, кто никогда не преподавал ни научный атеизм, ни марксизм-ленинизм, а также философов, историков, филологов, пишущих о религии: М.Альбедиль, Л.Васильев, Л.Григорьева, А.Игнатович, Ю.Кимелев, Э.Кормышева, А.Лавров, И.Левинская, А.Малашенко, А.Панченко, И.Свенцицкая, Д.Фурман, А.Хосроев. Список далеко не полон. Да не решит только читатель, что мы противопоставляем филологов, философов и историков, ставших религиоведами, бывшим научным атеистам. Стыдно было преподавать научный атеизм? А занимать высокие должности в партийных органах или органах госбезопасности не было стыдно? А судьи кто? Те, кто не видит ничего зазорного в стоянии бывших партработников со свечами в храме на Рождество и Пасху. Да если бы только стояли! Но ведь хотят еще обучать нас, как нужно верить.

Следующий упрек, брошенный Александром Журавским религиоведческому сообществу, заключается в том, что религиоведы выступают в защиту религиозных меньшинств, занимая "несвойственные религиоведческой науке правозащитные позиции", а это вступает в противоречие со "стремлением государства оградить своих граждан от деструктивного влияния ряда новых нетрадиционных религиозных движений (появился даже специальный термин "духовная безопасность страны")". Не будем ввязываться в дискуссию о том, существуют ли деструктивные секты и велика ли опасность от их деятельности. Но ведь с точки зрения ретивых чиновников к числу деструктивных относятся все религиозные организации, кроме поименованных в преамбуле закона о свободе совести.

В этой ситуации научному сообществу не остается другого выбора, как объяснять чиновникам, что баптисты не приносят человеческие жертвы, мормоны не являются американскими шпионами, а создание Католической Церковью епархий на территории России не означает, что Государство Ватикан рассматривает Россию как часть своей территории. Что же до "духовной безопасности государства", то неужели и на подобный опасный бред должны реагировать исследователи? Правда, Святейший Патриарх Алексий II не постеснялся еще в 1997 г. говорить о "духовной агрессии Ватикана". Ему даже не пришло в голову, что это выражение является переименованием пресловутой "идеологической диверсии", чьей угрозой десятилетиями оправдывалось информационное закрытие страны. Не к этому ли стремятся и ревнители "духовной безопасности"?

Государство, по мнению Александра Журавского, сформулировало госзаказ на теологию и теологическое (религиозное) образование и выразило недоверие отечественным религиоведам. Поэтому "прикладное религиоведение, которое, собственно, и интересует российскую власть, должно изменить свои мировоззренческие позиции, отступив от несвойственных науке правозащитных интенций. Следует предпринять серьезные усилия для реабилитации религиоведческого экспертного сообщества, чтобы вернуть интерес и доверие государственной власти". Журавский упрекает религиоведческое сообщество за то, что оно не подсказало, "каким образом интегрировать православные, исламские, буддийские социальные группы в структуры российского гражданского и политического общества и как государству отвечать на вызовы религиозного экстремизма". Можно подумать, что к мнению экспертов прислушиваются. Когда государственная власть, дважды наступая на одни и те же грабли, своими действиями спровоцировала широкое распространение исламского интегризма на Кавказе, она исходила из своих сиюминутных задач (повышение рейтинга, дискредитация политических соперников и т.д.) и ни в каких советах исламоведов не нуждалась. По большому счету не нуждается она в них и сейчас, иначе не искала бы себе советчиков в среде, действующей согласно принципу "чего изволите?". Кстати, характерно, что автора не интересует интеграция в современное общество протестантов. Или он их относит к религиозным экстремистам?

Что же касается госзаказа на теологию, то он свидетельствует о заинтересованности власти в "совокупности религиозных доктрин о сущности и действиях Бога┘ в концепции личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через свое "слово". При этом "заказчики" по-прежнему твердят о светском государстве. И ученым предлагают подстраиваться под таких "заказчиков"? Понимают ли лоббисты госзаказа на теологию из числа представителей "традиционных конфессий", что огосударствление теологии приведет к уничтожению хрупких ростков богословия, которое по своей природе не приспособлено к обслуживанию власти? А по поводу самой государственной власти хочется напомнить суждение русского публициста Дмитрия Писарева: государство "┘исполняет свою задачу совершенно удовлетворительно, когда оно заботится только о том, чтобы граждане были здоровы, сыты и свободны┘ Если же государство┘ врывается в область убеждений и нравственных понятий ...то оно притупляет граждан, превращая их или в послушных ребят, или в бессовестных лицемеров". Не от того ли все эти игры с религиозным образованием, что со здоровьем, сытостью и свободой до сих пор не все в порядке?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1333
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
668
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3552
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2779

Другие новости