0
2515
Газета Тенденции Интернет-версия

16.06.2004 00:00:00

Ученый остался без храма

Тэги: скандал, курск, храм, Аполлинарий


-Ваше Преосвященство, расскажите как вы пришли к священству и как вам удается совмещать научную и преподавательскую деятельность в Москве с епископским служением в Курске?

- Я родился в верующей семье, все мои предки были старообрядцами. Никогда не думал быть священником, но, как это часто бывает, "мы предполагаем, а Бог располагает". Пятнадцать лет назад случилось так, что меня совершенно неожиданно нашли в Москве старообрядцы. Они сказали, что курской общине возвратили храм и приходу срочно нужен священник.

В 1991 году я принял монашество, был рукоположен в сан священника и направлен на приходское служение в Курск. Возникла странная ситуация - я продолжал работать в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева и вместе с тем был священником. Вначале было очень сложно: я разрывался между лекциями и богослужениями. Через два года руководство университета пошло мне навстречу, под меня стали подстраивать расписание занятий.

В истории Церкви в России были примеры священнослужителей, совмещавших духовное и светское служение. Можно вспомнить священника Павла Флоренского, который занимался разработкой плана ГОЭЛРО, архиепископа Луку (Воино-Ясенецкого), отличного хирурга и доктора наук.

- Что послужило причиной вашего отделения от Новозыбковской Архиепископии Древлеправославной Церкви?

- В декабре 1999 года восемь приходов, включая мой приход в Курске, где я в сане иеромонаха был настоятелем, временно прекратили молитвенное общение с Новозыбковской Архиепископией. Одновременно с нами разорвал общение и епископ Тульчинский и всея Румынии Евмений (Титов), окормляющий старообрядческие приходы в Румынии. Для этого у нас были серьезные канонические основания. Мы видели, что руководство Архиепископии все более и более тяготеет к "никонианской" Церкви, т.е. Московскому Патриархату.

Вот конкретный пример. В связи с принятием нового законодательства о свободе совести в 1997 году все религиозные общины должны были пройти перерегистрацию. Для этого нужно было предоставить в управление юстиции наряду с уставными документами еще две бумаги: основы вероисповедания и краткую историческую справку. Никто из простого священства и мирян их не читал. Однако совершенно случайно они попали в руки настоятеля одного из приходов Краснодарского края, протоиерею Георгию Ефимову. В них было сказано, что Русская Православная Церковь и Русская Древлеправославная Церковь по своим канонам идентичны. Эти официальные документы были подписаны Предстоятелем Древлеправославной Церкви. Мы пытались добиться изменения этих формулировок, но тщетно. Для нас это был очень важный момент, и фактически он и послужил основным толчком, приведшим к прекращению молитвенного общения.

В прошлом году мы официально зарегистрировали в органах юстиции Курскую Епископию Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ). В епископский сан меня посвятил епископ Евмений (Титов), постоянно пребывающий в Румынии.

- Сколько приходов находится в вашей юрисдикции? Зарегистрированы ли они?

- На данный момент в моей юрисдикции находятся четыре прихода в Курской области, два прихода на Кубани, два в Дагестане, небольшие общины в Сочи и в Санкт-Петербурге, несколько приходов на территории Украины. Все они зарегистрированы в местных управлениях Минюста, но есть приходы, в которых верующие отказываются от регистрации.

- Каковы сегодня ваши взаимоотношения с Новозыбковской Архиепископией и ее Предстоятелем Александром (Калининым), называющим себя Древлеправославным Патриархом Московским и всея Руси?

- В 2003 году архиепископ Александр (Калинин), объявил себя Патриархом Русской Древлеправославной Церкви. Однако я знаю, что в Министерстве юстиции эта Патриархия не зарегистрирована.

В ноябре прошлого года мы провели Собор, на котором присутствовали представители Новозыбковской Архиепископии. Тогда разговора не получилось, так как ее представители вели переговоры с позиции силы. Поэтому наши отношения до сих пор остаются такими, какими они были во времена разрыва молитвенного общения. Замечу, что в Деяниях нашего Собора было отмечено, что мы готовы к переговорам.

- Расскажите о вашем приходе в Курске, насколько известно из сообщений правозащитных органов, он был захвачен сторонниками Новозыбковской Архиепископии. Что там произошло и что вы намерены предпринять?

- Во время захвата церкви Успения Богоматери в Курске - 15 мая, я был в командировке в Румынии. Как мне потом рассказывали, сторонники Архиепископии во главе с их Патриархом Александром ворвались в храм во время богослужения и выгнали всех молящихся. Подобная ситуация уже была в 2001 году.

Мы обратились в местные органы власти, к мэру Курска и в УВД. Однако нам ответили, что внутренние церковные вопросы мы должны решать сами. Я считаю, что это неверный подход: ведь мы их не просим решить наши внутренние разногласия, а заявляем о том, что совершено уголовное преступление - захват муниципальной собственности.

Окончательный вывод властей и силовых структур был таков: "состава преступления нет". Более того, власть приложила руку к тому, чтобы специально запутать и без того сложную ситуацию. Управление юстиции ранее зарегистрировало захватчиков храма по тому же юридическому адресу, что и нас, а договор о безвозмездном пользовании помещениями храма, в котором всегда молились старообрядцы, почему-то был подписан с митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием - иерархом Русской Православной Церкви.

Мы пытаемся решить эту проблему только легитимным путем. Мы послали обращение, подписанное нашими прихожанами президенту, генпрокурору, в Конституционный суд, Госдуму и даже в Кестон институт в Оксфорде, занимающийся защитой прав верующих в России.

Как пастырь и предстоятель этой Церкви я пытаюсь сдерживать человеческие эмоции. Но если власти бездействуют, то народная стихия решает проблемы собственными руками. В результате может возникнуть опасная ситуация, о чем я неоднократно предупреждал власти.

- В каком состоянии находится возбужденное против вас уголовное дело по обвинению в контрабанде?

- Мне кажется, что и прокуратура, и даже суд понимают полную абсурдность этого дела. Но сегодня речь идет не о моем обвинении, а о том, как бы спасти чистоту и честь мундира. Абсурдность состоит в том, что священнослужитель едет к своим прихожанам в Кременчуг на Украину, везет с собой необходимую для богослужения литературу и утварь, а его обвиняют в контрабанде и приговаривают к трем годам тюрьмы условно.

- Существует ли, на ваш взгляд, связь между вынесенным против вас обвинением и вашими отношениями с Новозыбковской Архиепископией?

- Косвенные признаки говорят о том, что к этому обвинению приложили руку мои "друзья" из Новозыбкова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
477
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
490
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
624
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
471

Другие новости