0
524
Газета От редакции Печатная версия

29.07.2025 17:29:00

Проблемы суверенной наукометрии

О рисках, заложенных в Единый государственный перечень научных изданий

Тэги: уровень развития науки, точка отсчета, рцни, единый государственный перечень научных изданий


уровень развития науки, точка отсчета, рцни, единый государственный перечень научных изданий Иллюстрация Pixabay.com

Руководство Российского центра научной информации (РЦНИ) объявило, что в конце 2025 года заработает Единый государственный перечень научных изданий (ЕГПНИ). Напомним, что после ухода из России международных библиометрических платформ научной информации – Scopus и Web of Science – научная сфера в РФ оказалась как будто в неизвестной ранее реальности: с чем сравнивать уровень развития науки, достижений отечественных ученых? Другими словами, потеряна была точка отсчета. Или по крайней мере сильно размыта.

Довольно оперативно Межведомственная рабочая группа Минобрнауки (представители Российской академии наук, РЦНИ, отечественных вузов и научных организаций) провела отбор и утвердила перечень научных изданий («Белый список»). Исходно в него были включены не только 1024 российских журнала из Russian Science Citation Index (RSCI), но и, что важно, международные научные журналы, индексируемые в Web of Science, Scopus. Параллельно существует и список журналов, учитываемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Эти два множества весьма слабо пересекались.

И вот к концу года российское научное сообщество ждет появления ЕГПНИ. Если в «Белом списке» первого уровня значилось 80 журналов, в ЕГПНИ в перечень журналов первого уровня попадают уже 701. В том числе все журналы РАН, что вовсе не удивительно после официального решения о переходе ВАК под эгиду Академии наук. Так, новым председателем ВАК в 2024 году стал вице-президент РАН, академик Владислав Панченко. Работа по созданию ЕГПНИ проводилась при его активном участии. Судьба зарубежных научных изданий из «Белого списка» на данный момент еще обсуждается.

«При этом второй уровень расширился почти втрое, третий – более чем вдвое. Это позволит большему числу российских ученых публиковаться в признанных научных изданиях, не ориентируясь на западные платформы», – подчеркивает директор РЦНИ Олег Белявский. Заметим, что это расширение произошло за счет включения почти всех изданий из «списка ВАК». К заметной части этих изданий в научном сообществе относятся как к «мусорным», существующим только ради того, чтобы удовлетворить требование ВАК к соискателям научных степеней о необходимом количестве публикаций. Научной ценности они не имеют. Академик Алексей Хохлов в своем Telegram-канале заявляет: «Считаю, что академии ни в коем случае нельзя одобрять включение в ЕГПНИ всех журналов из старого «списка ВАК», не входящих в RSCI, среди которых много откровенно «мусорных» изданий».

Вот несколько названий статей в журналах, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук: «О перспективах телепатических контактов человека с дельфином»; «Информация об ауре человека как объект правового регулирования Федерального закона «О персональных данных»; «Геокиборг – новая фаза развития ноосферы».

Процедура распределения журналов по категориям с помощью алгебраических формул, конечно, весьма увлекательна. Но при этом совершенно забыта исходная функция рейтингов научных изданий – отслеживать наиболее актуальные направления. То, что называется «фронт науки». Возникают и другие опасения. Сложности с категорированием и ранжированием журналов. Отказ от единой методики для российских и зарубежных журналов и введение «государственного инструмента создания стимулов и ограничений» уменьшают прозрачность и повышают сложность методик. Риск формализации и дальнейшей бюрократизации научной сферы. Если система будет поощрять публикации в журналах, которые служат лишь для отчетности, это вряд ли повысит качество исследований. Да и, честно говоря, будет смахивать на очковтирательство. А это мы уже проходили… 


Другие новости