Глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала депутатам, почему цены растут быстрее, чем ожидалось. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Рыба, помидоры, сыры дорожают сейчас в разы быстрее общей годовой инфляции, а в месячном сопоставлении вновь ускоряется рост цен на картофель и яйца, которые недавно уже и так шокировали потребителей своими ценниками. Постоянное и резкое удорожание продуктов питания напрямую влияет на ценовые ожидания россиян, регулярно посещающих магазины, – вне зависимости от того, какое инфляционное затишье обещают в своих прогнозах Центробанк (ЦБ) и правительство.
Финансовые власти пытаются соотнести друг с другом экономическую действительность и желаемую цель по инфляции. «Если измерять инфляцию в годовом выражении, за последние 12 месяцев, то она снизилась более чем с 10% на пике в марте до 8% в сентябре. Но в этих 8% «сидит» высокая инфляция конца прошлого года», – сообщила 30 октября, выступая в Госдуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Так что, по ее словам, для оценки именно текущей ситуации нужно смотреть на рост цен «месяц к месяцу, в пересчете на год». «С этого угла видно, что инфляционное давление снизилось сильнее – с пиковых 12–13% в конце прошлого года до менее чем 7% в сентябре», – пояснила Набиуллина.
С июня регулятор смог приступить к «аккуратному снижению» ключевой ставки. Набиуллина также объяснила депутатам, почему, как считает регулятор, ключевую ставку нельзя снижать быстрее и сильнее.
Первое – хоть инфляция замедляется, однако инфляционные ожидания все еще такие же высокие, как в 2024 году, когда показатель инфляции был выше. «Увы, четыре года высокой инфляции не проходят бесследно, и эта инерция задирает все ставки в экономике», – отметила Набиуллина. Второе – регулятор учитывает эффект от повышения тарифов ЖКХ, утильсбора, цен на бензин, а также в дальнейшем налога на добавленную стоимость.
Это, как подчеркнула глава ЦБ, разовые, временные факторы: они приводят к скачку ценового давления, но не становятся причиной именно постоянного ускорения инфляции. Однако проблема в том, что когда такие разовые, временные факторы входят в резонанс, они усиливают друг друга и опасения людей по поводу дальнейшего роста цен, следовало из выступления главы ЦБ.
Между тем какие бы прогнозы, а также особые арифметические «углы зрения» ни приводили в Центробанке или правительстве, инфляционные оценки и ожидания потребителей формируются прежде всего в тех магазинах, в которых они регулярно покупают товары повседневного спроса.
И кстати, для западных экономистов, на которых ссылались в том числе аналитики при российском Центробанке, это уже очевидный факт. Например, несколько лет назад на аналитическом сайте при ЦБ РФ «Эконс», который призван популяризировать научные изыскания по финансовой проблематике, подробно пересказывались результаты масштабного исследования Бостонского колледжа, Калифорнийского, Чикагского университетов и Центробанка Колумбии об инфляционных ожиданиях американских семей.
|
|
Картофель встревожил экспертов очередным подорожанием. Фото Reuters |
Именно продуктовые ценники в магазинах становятся для населения наиболее доступным в повседневной жизни и при этом убедительным источником информации о том, что происходит в экономике. Исследование подтвердило, что потребители ориентируются прежде всего на «личные покупки продовольствия».
Ситуация с продовольственными ценами складывается сейчас в России наименее удачно с точки зрения способности Центробанка обуздать инфляцию (см. также «НГ» от 13.10.25).
По данным Минэкономразвития на 27 октября, при общей годовой инфляции, составившей чуть больше 8%, непродовольственная инфляция колеблется в районе 4%, тогда как продовольственная оказалась на уровне 9,5%. Если вычесть из этого показателя плодоовощную продукцию, подверженную сезонным колебаниям, тогда продовольственная инфляция в годовом сопоставлении будет еще выше – более 10%.
При этом, по данным аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» на 20 октября, в списке самых подорожавших продуктов питания в годовом выражении сейчас оказались прежде всего рыба (мороженая неразделанная) с ростом цен почти на 28%, помидоры (рост на 20%) и сыры – рост на 17%. Увеличение цен на эти продукты в разы опережает официальную потребительскую инфляцию.
Кроме того, как отметил экспертный Telegram-канал Proeconomics, «настораживает, что начал дорожать картофель – на 1,8% месяц к месяцу (конец октября к концу сентября)». В пределах одного месяца это значимый рост цен. Тем более он выше общей инфляции за месяц. Аналитики задаются вопросом о том, что же тогда будет с ценами на картофель зимой, если он так рано и так заметно начал дорожать.
Также снова начали расти розничные цены на яйца, причем уже очень существенно за месяц – сразу почти на 9%. Картофель и яйца – это как раз те продукты питания, которые недавно уже поражали покупателей рекордными и резкими ценовыми колебаниями.

