C 8 декабря 2025 года вывозить валюту из РФ станет легче. Фото Reuters
В РФ продолжается замедление средних темпов роста цен на продовольственные и непродовольственные товары. Годовой рост цен на промтовары опустился ниже 3%, что обеспечивается политикой крепкого рубля. Более высокие темпы подорожания продовольствия чиновники собираются сдерживать точечными решениями по отдельным видам товаров. Президент Владимир Путин поручил оценить последствия введения экспортных пошлин на водные биоресурсы для повышения переработки отечественной рыбной продукции. Внутренние цены на рыбу выросли за год почти на 25%. Средний прирост цен на продовольствие за последние 12 месяцев составил почти 9%.
Последний отчет Росстата показывает общую картину изменения внутренних цен с октября 2024-го по октябрь 2025-го.
Основные продукты питания подорожали за этот период на 8,9% (октябрь к октябрю).
Самые высокий прирост внутренних цен – у мороженой рыбы, которая подорожала за последний год на 24,2%. В лидерах подорожания также мясо и птица (+10,5%), молочные продукты (+ 11,3%). Заметно снизились цены на сахар (–2,5%) и яйца (–14,2%).
Непродовольственные товары подорожали с начала года на 2,5%. И факт подъема цен на промтовары выглядит весьма необычным при резком укреплении рубля: с начала текущего года американский доллар стал дешевле в РФ на 34%. Лидерами подорожания в нашей стране остаются бензин (+15% к октябрю 2024 года), а также медикаменты (+9,3%). Электротовары и другие бытовые приборы подешевели на 1,7%. Цены на обувь снизились за 12 месяцев на 0,3%.
Сдерживать рост цен на продовольствие власти РФ продолжат мерами регулирования экспорта и импорта. В прошлый четверг президент России Владимир Путин поручил правительству к 25 декабря 2025 года проработать вопрос о целесообразности введения экспортных пошлин на основные виды биоресурсов. Цель этой меры – стимулирование производства отечественной рыбной продукции с высокой степенью переработки.
Правительству вместе с РЖД поручено увеличить объемы перевозок рыбы железнодорожным транспортом из Дальневосточного федерального округа в центральную часть России. Это необходимо сделать «посредством повышения эффективности таких перевозок и обеспечения их равномерного (в течение всего года) субсидирования, обратив внимание на сокращение срока оборачиваемости подвижного состава, используемого для перевозки рыбной продукции, и снижение стоимости перевозки». Соответствующий доклад об исполнении поручения чиновникам необходимо представить до 1 марта 2026 года.
Кроме того, до 25 декабря 2025 года поручено проработать вопрос о целесообразности проведения аукционов по продаже квот на вылов основных видов водных биоресурсов с высоким уровнем экспортного потенциала (моллюски, иглокожие, ракообразные), оценив возможность проведения таких аукционов без инвестиционных обязательств. Речь идет о продаже на аукционах 100% этих квот. Поручено также проработать возможность проведения аукционов без инвестобязательств по распределению долей квот, закрепленных ранее за пользователями по историческому принципу.
В последнюю неделю ноября в правительстве зафиксировали даже снижение цен на непродовольственные товары. В сегменте непродовольственных товаров цены снизились на –0,03% на неделе с 25 ноября по 1 декабря по отношению к прошлой неделе, утверждают в Минэкономразвития. По данным чиновников, за неделю подешевели электро- и бытовые приборы (–0,2%), а также одежда (–0,04%) и обувь (–0,1%). Продолжилось снижение цен на строительные материалы (–0,03%), а также на бензин (–0,26%), снизились темпы роста цен на дизельное топливо (0,4%). Публикация данных о динамике цен с точностью до сотых долей процента без указания коридоров погрешности вызывает сомнения. Но для российских чиновников это является обычной практикой работы со статистикой.
«Если сочетание сверхжесткой денежно-кредитной политики, низких мировых цен на сырьевые товары и переукрепленного рубля сохранится и в следующем году, то ценой замедления инфляции может стать стагнация экономики в лучшем случае и спад – в худшем», – предупреждает Дмитрий Белоусов, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Основной фактор укрепления рубля – это невозможность вывести за рубеж валюту, из-за чего та накапливается в России и давит на курс рубля. Об этом сказал глава набсовета Мосбиржи Сергей Швецов, сообщает РБК. «Мы сегодня пухнем от валюты, которая раньше просто уходила за рубеж, инвестировалась там, а сегодня она остается внутри страны и давит на курс рубля, в то время как все остальные ведущие экономики занимаются ослаблением национальных валют для целей получения соответствующих выгодных условий по экспорту», – пояснил Швецов. По его словам, российской экономике «очень больно», когда капитал заперт внутри страны.
«Удивительные финансисты руководят биржей и ЦБ. Вместо того чтобы создавать условия для роста инвестиций, они стремятся вытолкнуть капитал из страны. Можно математически доказать, что их целевой функцией является максимизация вывоза капитала и создание условий для обогащения валютных спекулянтов. А не таргетирование инфляции, главным генератором которой являются периодические обрушения курса рубля и прекращение роста объемов и эффективности производства из-за недоступности кредитов», – комментирует академик РАН Сергей Глазьев.
Банк России с 8 декабря отменяет ранее установленные лимиты на переводы иностранной валюты за рубеж для граждан РФ и физлиц – нерезидентов из дружественных стран, сообщили в ЦБ РФ в прошлую пятницу. Чиновники ЦБ объяснили новые послабления стабильной ситуацией на валютном рынке. При этом ряд ограничений на валютные переводы сохранится до 7 июня 2026 года включительно.
«Что и требовалось доказать», – прокомментировал последние валютные послабления ЦБ академик Глазьев. «Вывоз капитала, а не наращивание инвестиций является главной реальной целью руководства ЦБ в точном соответствии с инструкциями вашингтонских финансовых организаций. Лучше бы они вообще прекратили котировать доллары и евро как токсичные валюты враждебных России сил и обеспечили бы прямую котировку юаня и рупии, с которыми мы торгуем. И вместо вывоза капитала позаботились бы о росте инвестиций. Тогда и спрос на валюту вырос бы для ввоза оборудования. И инфляция пошла бы вниз благодаря росту производства и повышению его эффективности», – считает экономист.

