|
|
Критически важные объекты страны скоро получат активную защиту от беспилотников. Фото из социальных сетей |
Пакет документов выложен на портале для обсуждения нормативных актов. Предполагается поправить законы о частных охранных предприятиях (ЧОП) и ведомственной охране, а также постановления кабинета министров. Изменения направлены на усиление контроля над эффективностью антидроновой борьбы во всех подведомственных Росгвардии организациях.
С одной стороны, наверное, странно видеть в конце 2025 года в официальном документе слова о том, что проведение СВО, мол, «показало необходимость усиления безопасности на объектах критической инфраструктуры страны». Но, с другой стороны, конечно, приятно прочитать, что наконец все-таки подготовлен законопроект «в целях обеспечения безопасности критически важных объектов инфраструктуры, повышения их защищенности от актов незаконного вмешательства, а также профилактики правонарушений, связанных с нарушением требований к антитеррористической защищенности (объектов) территорий».
Это все цитаты из пояснительной записки к проекту закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ, разработанному в Росгвардии. В документе также можно обнаружить, что речь идет о возможности внеплановых (внезапных) проверок субъектов охранной деятельности, отвечающих за объекты, которые «определены в качестве критически важных объектов высшего приоритета, на предмет фактического выставления ими постов воздушного наблюдения в целях противодействия противоправному применению БПЛА». При этом, как оказалось, еще в августе 2023-го каждый ЧОП получил право в случае соответствующего контракта иметь в своем арсенале и применять против дронов все необходимые средства подавления и огнестрельного поражения – кроме, видимо, совсем уже тяжелого оружия.
Иными словами, Росгвардия намеревается навести в сфере своей ответственности надлежащий порядок – и потом его неукоснительно поддерживать. На это будет направлено, в частности, требование об обязательном уведомлении ведомства со стороны любого ЧОП о получении под охрану соответствующих объектов. А в Кодексе об административных правонарушениях появятся пусть и не самые большие, но все же многотысячные штрафы для должностных лиц и самих охранных контор, если они не будут вовремя уведомлять Росгвардию. Аналогичную норму об оперативном информировании внесут и в закон о ведомственной охране. Напомним, что под него подпадают не только структуры самой Росгвардии, но еще и подразделения, сформированные некоторыми госкомпаниями.
Сами по себе поправки в оба закона, понятное дело, представляют собой не более чем набор традиционных бюрократических инструментов, которыми пользуется каждое контролирующее государственное ведомство. Кстати, Росгвардия указывает на то, что длительного изучения рисков, которые могут возникнуть в связи с остротой данного инструментария, не требуется, поскольку уже получена положительная виза от ФСБ о необходимости законодательных изменений. Естественно, все равно остается вопрос типа того, почему все эти правовые инструменты нельзя было достать и заточить под текущую ситуацию гораздо раньше? Например, те же самые два года назад, когда охранная отрасль получила право защищать своих клиентов от атак беспилотников. Но на такие вопросы в России традиционно трудно с ответами – одновременно и соответствующими истине, и ненаказуемыми.
Но на настоящие причины активизации Росгвардии в данном направлении опять намекает пояснительная записка. «Необходимо отметить, что инфраструктура государства постоянно подвергается противоправным атакам БПЛА, что приводит к нарушению или прекращению функционирования ключевых объектов, а также может привести к потере управления экономикой страны или ее административно-территориальной единицы, необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, вследствие чего снижается уровень антитеррористической защищенности в целом», – говорится в данном документе. Вроде бы это тоже должно было быть понятным изначально, но в РФ без указания сверху мало что делается. А таковое в окончательно сформулированном виде, судя по всему, прозвучало 24 октября.
В тот день прошло совещание постоянных членов Совета безопасности РФ под руководством президента, на которое, кстати, были приглашены министры транспорта и энергетики, а также руководитель Росгвардии. «У нас, по сути, один вопрос, мы с разных сторон, что называется, должны к нему подойти. Это усиление мер и совершенствование мер борьбы с терроризмом», – подчеркнул президент РФ Владимир Путин. Так чтоскорее всего неспроста накануне Совбеза правительство внесло в Госдуму предложение наделить Минобороны правом привлекать к стрельбе по дронам официальных резервистов, а парламент превратил проект в закон в течение пяти дней. Военное ведомство всех опередило, следом за ним пойдет Росгвардия. Потом, возможно, появятся и прежние поправки о частном топливно-энергетическом ПВО, которые ранее потерялись в ходе внутриаппаратных интриг.

