0
1117
Газета Тенденции Печатная версия

16.04.2008

"Из глубины воззвах"

Тэги: трагедия, затворницы, смерть


трагедия, затворницы, смерть Петр Кузнецов попытался захлопнуть дверь в «греховный мир».
Фото Reuters

Наступил момент, когда затянувшаяся на полгода история с обитателями пещеры у села Никольское в Пензенской области из комедии начала превращаться в трагедию. По неподтвержденным данным, «конец света» наступил как минимум для двух добровольных затворниц. Одна умерла от онкологического заболевания, не получая, естественно, медицинской помощи в своем подземелье, другая погибла от истощения во время Великого поста. Обе якобы похоронены в пещере. Лидер секты Петр Кузнецов, отпущенный домой из психиатрической лечебницы, взошел на импровизированную Голгофу, проломив себе голову поленом.

Так или иначе, но момент истины существования группы «кузнецовцев» наступит в мае (если пещера раньше не обрушится, так как в ночь на понедельник пошли дожди), потому что несбывшийся Апокалипсис всегда означает фиаско подобных религиозных групп, суть учения которых сводится к ожиданиям конца света. Прежде всего это серьезное испытание для харизматичного лидера секты. Столкнувшись с неисполнившимся пророчеством, адепты учения должны будут либо разочароваться в своих убеждениях, либо новый лидер даст объяснения и объявит новые сроки конца времен.

История знает немало случаев возникновения, расцвета и упадка подобных учений. В этом смысле «пензенские сидельцы» не сказали и не явили своим «подвигом» ничего нового. Алгоритм их действий нетрудно просчитать, и в работе с подобными явлениями стоит обратиться к истории аналогичных религиозных групп.

Некоторые до сих пор действующие христианские общины возникли из подобных маргинальных групп. Наиболее яркий пример тому – история Адвентистов Седьмого дня, чье название (от «adventus», то есть «пришествие») указывает на то, что адепты этого учения находятся в состоянии ожидания близкого пришествия Иисуса Христа.

Основоположник Адвентистской Церкви Уильям Миллер объявил, что, изучив библейские пророчества, он узнал точную дату пришествия Христа. Через 13 лет после «пророчества», в 1844 году, этот день настал. Несколько сотен тысяч последователей Миллера в ожидании конца времен не отпускали детей в школу и не работали в поле. В назначенный день, надев белые одежды, они вышли на улицы, ожидая «сошествия Христа с неба».

Неудача с Апокалипсисом уничтожила авторитет Миллера, он самоустранился от управления своей общиной. Лидер, не оправдавший ожиданий своей паствы, пребывал в глубоком унынии.

Но у Миллера нашлись преемники, супруги Уайт, при помощи хитроумных толкований «отодвинувшие» Апокалипсис на неопределенное время. Это ожидание длится уже полтора столетия.

Нечто подобное на наших глазах происходит в пензенской секте, где уже сейчас наметился раскол. Бывший лидер группы Кузнецов, отказавшись спускаться под землю, утратил свой авторитет среди сектантов. Кажется, Петр Кузнецов искренне верил в свои «пророчества», если от огорчения сам себе нанес такую страшную травму. Ходили, однако, слухи, что увечье незадачливый пророк получил в результате побоев со стороны бывших последователей. Верны Кузнецову остались лишь семеро женщин, вышедших первыми из-под земли. Следующая группа, вышедшая на следующий день на поверхность, в количестве 14 человек удалилась в один из домов села Никольского, где продолжила «затвор» уже в новых условиях. Лидером этой группы стал Виталий Недогон, деспотичный, по словам знающих его членов общины, глава большой семьи, сидевшей вместе с ним в подземелье.

Именно его подозревают в доведении до смерти двух женщин. Большая часть сектантов последовала за Недогоном. Еще неизвестно, чью сторону примут остающиеся до сих пор в подземелье 11 затворников, отказавшиеся назвать дату своего выхода на поверхность. Возможно, эту группу возглавит еще один, более радикальный «вождь». У нового лидера всегда есть возможность объяснить несбывшееся пророчество тем, что сектанты «отмолили» конец света, отодвинули его пришествие, или заявить об ошибке в расчетах, допущенной его предшественником. И тогда пензенский сериал в мае точно не окончится.

Православный истеблишмент пытается отмежеваться от «пензенцев». Уже вброшена через желтую прессу версия о принадлежности затворников к «Свидетелям Иеговы». Однако сам стиль поведения «сидельцев», их самоназвания «иеросхимонах», «игуменья» изобличают в них радикально понятое православие.

Очевидно, что подобные маргинальные группы религиозных фанатиков еще долго будут появляться в разных частях страны и самопровозглашенные пророки не раз назначат срок очередного светопреставления. Подобные проявления фанатизма являются неизбежным следствием религиозного возрождения, переживаемого современной Россией. Люди, только недавно пришедшие к вере, нуждаются в сильных ощущениях, половинчатое воцерковление их не устраивает. Отсюда тяга к радикализму, экзальтации. Отголоски официальной идеологии Церкви преображаются в их головах в антигосударственный радикализм. Мы часто слышим от церковных иерархов, что российское общество крайне бездуховно, что его захлестнули всевозможные пороки. Обличение социальных пороков с церковных кафедр, повторяемое средствами массовой информации, обращается в полное отрицание «безбожного» окружения. Они жгут паспорта, не покупают в магазинах продукты с «сатанинским» штрих-кодом, отказываются ходить на работу и водить детей в школу. Если для простых верующих Судный день рисуется неясным символом где-то в конце времен, то для экзальтированных неофитов он должен наступить уже завтра, только так можно достичь наивысшего уровня напряжения, необходимого для существования замкнутой в себе общины.

С тех пор как пензенская история привлекла всеобщее внимание, из различных регионов приходят сообщения об аналогичных маргинальных группах. Несмотря на разные названия и даже принадлежность к разным религиозным традициям, их объединяет несколько общих черт, связанных с неприятием государственного устройства России. Члены таких объединений жгут паспорта, отрицают ИНН, обличают официальное духовенство. В разных частях страны по рукам последователей этих групп ходят сочинения, очень схожие по содержащимся там экстремистским идеям. А главное, идеи этих сект находят широкую поддержку у населения и некоторых представителей вполне респектабельного духовенства. Так что органам государственной власти следует готовиться к подобным казусам. Силовикам предстоит вырабатывать методику взаимодействия с эсхатологически настроенными сектами. Думается, мы еще не раз услышим новости о подобных «самозакопавшихся» борцах «с грехами безбожного мира».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Согревшись – как в раю, заснем на мокром сене...

Согревшись – как в раю, заснем на мокром сене...

0
1459
Смерть – это навсегда

Смерть – это навсегда

Андрей Ваганов

Об одном возможном психологическом мотиве трагедии в Керчи

0
3291
Голос слова

Голос слова

Сергей Шаповал

Алла Хемлин о замороке, хаосе речи и об углах ума

0
1466
Шанс отметить чудотворца

Шанс отметить чудотворца

Василий Геронимус

Трагизм и суфизм Ильи Асаева

0
491

Другие новости

Загрузка...
24smi.org