0
5940
Газета Тенденции Интернет-версия

18.11.2015 00:01:00

Католическая империя и Единая Европа

Тэги: ватикан, евросоюз, апокалипсис, дева мария, европа, католичество, единая европа, ес, христианская империя


ватикан, евросоюз, апокалипсис, дева мария, европа, католичество, единая европа, ес, христианская империя) «На главе ее венец из двенадцати звезд». Фрагмент витража в Страсбургском кафедральном соборе

Католическая церковь, с тех пор как она стала государственной в Римской империи, выработала представление о Европе как о едином целом. Конфликт между Римом и Константинополем в начале XI века был воспринят ею как событие, затрагивающее самое сущность концепции кафоличности, вселенскости. В этом состоит ее отличие от восточного христианства, где понятие «поместная Церковь» прижилось гораздо быстрее и стало восприниматься как данность.

Начиная с эпохи патриарха Фотия (вторая половина IX века) и углубления расхождений между западной и восточной Церквами, Константинополь перестал посылать миссионеров на Запад. Последним мероприятием такого рода стала миссия святых Кирилла и Мефодия в Моравию по приглашению местного князя Ростислава.

«Наступательное» движение западных миссионеров на славянские земли, напротив, продолжалось. Сюда входят усилия Рима перечеркнуть миссионерские успехи тех же Кирилла и Мефодия в Моравии, что отчасти ему удалось: в современных Чехии и Словакии от учительского наследия братьев почти ничего не осталось. Чтобы замести следы духовного творчества Кирилла и Мефодия, даже передвинули на 100 лет позже дату официального введения христианства в чешских и словацких землях. Мефодий, переживший своего брата Кирилла, умер в 885 году. Его преемником стал саксонец Детмар, которого следовало бы считать вторым епископом этой части Европы после Мефодия. Но не тут-то было: согласно католическим спискам, Детмар, избранный епископом Праги в 973 году и скончавшийся в 982 году, оказался на первом месте. Затем идет Адальберт-Войтех, ставший пражским епископом в 983 году и умерший в 997 году, и лишь третьим упоминается Мефодий. В 1997 году папа Римский Иоанн Павел II посетил Прагу по случаю тысячелетия годовщины гибели святого Войтеха и торжества христианства в Чехии. Что происходило с проповедью христианства в Чехии и Моравии в период между смертью Мефодия и назначением Адальберта-Войтеха епископом Пражским, Католической церкви как бы неизвестно.

Даже этот частный исторический эпизод свидетельствует о том, что объединение Европы под эгидой Католической церкви всегда было ключевой программой Ватикана, и основы интеграции закладывались при его идейном участии. Подчеркивая ту уникальную роль, которую призван сыграть Ватикан в объединении Европы, римские понтифики постоянно напоминали, что именно католическая вера создала европейское единство, в ней оно коренится и нельзя устранять веру из публичных дискуссий. В силу этого Ватикан добивается признания за католицизмом неких исключительных прав на Старый Свет. В своем апостольском обращении «Ecclesia in Europa» (июнь 2003 года), в котором папа Иоанн Павел II далеко не в первый раз подчеркнул необходимость введения в Конституцию Европейского союза ссылки на христианское наследие, он заявил: «Единственная и универсальная Католическая церковь может внести исключительный вклад в строительство Европы, открытой миру». Иоанн Павел II неоднократно и настойчиво подчеркивал, что приверженность Европы принципам светскости в политике приведет ее к потере своей идентичности. Истинное христианство, естественно, для него воплощено именно в католицизме.

Данная мысль затем подчеркивалась в декларации Конгрегации доктрины веры «Dominus Iesus», изданной в 2000 году под руководством папы Бенедикта XVI, где говорилось, что «существует единственная Церковь Христова, пребывающая в Католической церкви, руководимой преемником святого Петра и епископами, состоящими в общении с ним». «Мы заявляем, уточняем и прокламируем любому человеческому существу, – говорится в «Dominus Iesus», – что относительно его спасения оно полностью зависит по необходимости от римского понтифика».

Однако ввиду плюрализма европейского общества Церковь не могла открыто претендовать на безраздельное идейно-политическое лидерство. Только в начале 1990-х годов, после ликвидации системы двуполярного мира, Святой престол, ссылаясь на заслуги католицизма в деле разрушения социалистического лагеря, решительно активизировал усилия, направленные на расширение своего присутствия в европейском интеграционном процессе. Впрочем, следует быть осторожными с восхвалением заслуг Католической церкви в «победе над коммунизмом». Советская система пала в результате своих внутренних экономических, политических и социальных противоречий, в которых внешние факторы сыграли относительную роль. Иными словами, компьютерная революция, а не усилия папы погубили коммунизм.

Тем не менее Иоанн Павел II считал, что федералистские планы ЕС, вступление в него стран Восточной Европы и хаос в бывшем Советском Союзе дают католицизму наилучшие со времен падения Наполеона или Реставрации шансы укрепить свою политическую роль. Сам ЕС обязан своим началом усилиям католических политиков. Социальная хартия Европейского союза и социализм некоторых ее лидеров – все пропитано идеями социальной доктрины католицизма. Продолжая идти по этой стезе, Европейский союз преобразится в империю. Но только вместо императора он будет иметь папу, повелителя Священной Римской империи от Атлантики до Урала – такова мечта по крайней мере некоторых ревностных католиков. Именно от Церкви исходит модель единства в многообразии культурных выражений, сознание принадлежности к универсальному сообществу, которое коренится в местных сообществах, но не исчерпывается ими, утверждают католики.

Масштаб ватиканского проекта четко отразился в усилиях по созданию проекта Общеевропейской конституции 2004 года. Хотя религиозные объединения не были приглашены к участию в подготовке этого документа, они тем не менее добились закрепления в Конституции двух важных принципов: признания в преамбуле «религиозного наследия Европы» и положения о том, что Церкви являются «партнерами» европейских институтов. Правда, Конституция до сих пор не вступила в силу.

Ватикан подготавливает европейское сознание к своей будущей роли, воздействуя на него также через символы. Характерно, что главный символ ЕС, воплощенный в его знамени и представляемый как воплощение «совершенства и полноты», на самом деле имеет религиозное происхождение. В Откровении Иоанна сказано: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Для католиков жена символизирует Деву Марию, и именно так – на голубом фоне и в ореоле двенадцати звезд – она изображается на многих иконах. Это римско-католический идеал, и показательно, что наиболее известное изображение Девы Марии в этом образе представлено в витраже центрального собора Страсбурга – города, где заседает Европейский парламент. Символично и то, что Конституция Европейского союза, как и договор о создании Европейского экономического сообщества, предшественника Евросоюза, был подписан в 1957 году в Вечном городе – Риме.

Рим



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1575
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
774
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3987
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3090

Другие новости