0
8426
Газета Регионы России Печатная версия

19.07.2012

"Лесные" мусульмане диктуют религиозную моду Татарстану

Тэги: татарстан, ислам, мусульмане, экстремизм


татарстан, ислам, мусульмане, экстремизм Президенту Татарстана Рустаму Минниханову футболку с оригинальной надписью уже презентовали.
Фото с сайта www.dressaytam.com

Если еще пару лет назад образ смуглого мужчины с окладистой бородой и характерным кавказским акцентом внушал страх большинству прихожан казанских мечетей, то сегодня мусульмане из Чечни и Дагестана становятся духовными учителями для многих татарских единоверцев. В первую очередь для молодежи, которая стремится во всем подражать своим новоявленным авторитетам.

Растущее влияние мусульман с Кавказа связывают с провозглашенной в 2011 году Доку Умаровым фетвой (постановлением) о том, что кавказские моджахеды должны переселяться в Поволжье, чтобы поднять здешних мусульман на джихад. Итогом вооруженного сопротивления, по мысли боевика, станет создание так называемого вилаета (провинции) Идель-Урал в составе так называемого большого Кавказского имарата. При этом территория татарской провинции должна совпадать с границами Золотой Орды, что, конечно же, льстит многим местным националистам, которые давно мечтают о скорейшей независимости Татарстана от России. Ситуация, сложившаяся в республике за последние полтора года, показывает, что фантазии чеченского полевого командира не столь абсурдны, как это могло показаться еще пару лет назад.

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, сегодня в 10 из более чем 50 мечетей Казани, в том числе расположенных в центре города, сильны позиции выходцев с Кавказа, среди которых немало людей с так называемым лесным прошлым. Вчерашние моджахеды переселяются в Татарстан и соседние поволжские регионы для распространения в среде здешних мусульман идей религиозно-идеологических течений, существующих сегодня на Кавказе.

Причем речь идет не о традиционном для Кавказа исламе шафиитского мазхаба или суфийских тарикатов, а как раз о кавказском салафизме с его сильной милитаристской составляющей. Не случайно среди татарской молодежи активно распространяются проповеди Абу Умара Саситлинского, который считается одним из наиболее популярных салафитских проповедников Дагестана.

До прихода к власти в Духовном управлении мусульман Татарстана (ДУМ) нового муфтия Ильдуса Файзова «лесные» братья-мусульмане без проблем находили пристанище и в стенах официальных медресе – исламских духовных училищ. В Альметьевске, например, по свидетельству ректора медресе «Рисаля» Рафика Исламгалиева, среди преподавателей были люди, воевавшие на стороне боевиков во время второй чеченской кампании, а духовенство соборной мечети поддерживало контакт с небезызвестным Саидом Бурятским, входившим в отряд Доку Умарова и ликвидированным в марте 2010 года. Файзов начал политику деваххабизации кадров мусульманского духовенства, но позиции религиозных радикалов остаются сильны. Татарстанский муфтият проигрывает идеологическую борьбу за умы и сердца татарской молодежи, в среде которой с недавнего времени появилась «мода на кавказцев». В социальных сетях татарские националисты призывают молодых людей подражать сверстникам из Чечни и Дагестана в стиле одежды и вызывающих манерах поведения, дабы произвести устрашающий эффект на окружающих, в первую очередь на русских сограждан. Парни в футболках с кричащими подписями: «Я татар» или «100% татарин» – фотографируются, подобно северокавказским боевикам, с поднятыми вверх указательными пальцами (символ единобожия). Некоторые даже неумело пытаются сплясать на казанских улицах лезгинку. При этом центром «кавказизации» татарских мусульман стала отнюдь не Казань, а города татарского Закамья, где традиционно сильны позиции религиозных экстремистов. Вчерашние моджахеды пытаются попасть на работу в частные охранные структуры, чтобы всегда иметь доступ к оружию.

Власти Татарстана стараются не придавать проблеме радикализации и идущей параллельно с ней «кавказизации» мусульманской общины большого значения. На прошедшем недавно совещании региональных глав Приволжского федерального округа с участием полпреда президента России Михаила Бабича отмечался низкий уровень религиозного экстремизма в Татарстане. Однако сейчас в Казани развешаны объявления о готовящихся в конце июля антитеррористических учениях. Очевидно, по маневрам, их задачам и легенде можно будет судить, как воспринимают проблему ваххабизации республики силовики – как теоретическую или все же практическую опасность.

Казань


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Един во множестве лиц

Един во множестве лиц

Павел Скрыльников

Книга Филиппа Дженкинса завершает историческую трилогию о тайной истории христианства

0
366
Полковник Квачков к терроризму добавил вражду

Полковник Квачков к терроризму добавил вражду

Дмитрий Назаров

Пропагандист «православного социализма» прямо в тюрьме заработал довесок к сроку

1
1978
Рэп-баттл за веру

Рэп-баттл за веру

0
966
Культура шире, чем религия

Культура шире, чем религия

Роберт Енгибарян

Цивилизация – основа мировоззренческих ценностей и национальной идентификации

0
1909

Другие новости

Загрузка...
24smi.org